Противники современной системы образования с трепетом вспоминают старую советскую школу и радеют за возвращение былых методов обучения. Их оппоненты убеждены, что учеба в СССР была насквозь пропитана воздействием идеологических принципов и абсолютно не соответствует нынешней действительности. Попробуем разобраться, на чьей стороне правда?
Особенности советского образования
Несомненно, советская образовательная система имела множество плюсов. Среди них:
- Массовость. В СССР смогли достичь невероятного уровня – грамотность населения приблизилась к 100%. Конечно, многие имели за плечами лишь 4 класса образования, однако подавляющее большинство граждан научились читать и писать.
- Бесплатность. Все образование в стране было абсолютно бесплатным, включая дополнительные кружки. При этом отсутствие оплаты не обозначало низкое качество.
- Мотивация. Школьники знали, что хорошая учеба открывает перспективы поступления в вуз, получения востребованной профессии. Знаний, приобретенных в школе, хватало, чтобы сдать все экзамены. Для этого не требовались репетиторы и платные курсы.
- Равные возможности. Все школьники учились по одной программе и имели одинаковые шансы на успех.
- Система шефства. Ученики, хорошо усваивающие материал, брали шефство над отстающими школьниками и помогали им «подтягивать» предмет.
- Поощрение. Хорошая учеба поощрялась государством: отличники и хорошисты получали довольно высокую стипендию.
- Система распределения. Распределение после институтов гарантировало работу и получение доходов.
Однако, ввиду сильного воздействия идеологических принципов, в стране практически отсутствовало качественное гуманитарное образование. Кроме того, существовавшая система была слишком жесткой, в результате чего ученики усваивали знания, но не приобретали навыков критического мышления.
Особенности современного образования
Что бы ни говорили сторонники советской школы, положительные стороны есть и в современной системе образования:
- Широкий спектр дисциплин. Предметы в школе стали более разнообразными и позволяют сформировать широкий кругозор.
- Приобретение практических навыков и формирование критического мышления. Задачей образования, помимо усвоения знаний, является умение использовать эти знания в жизни. Школьников обучают не только заучивать материал, но и анализировать информацию.
- Система внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность дает возможность расширить сферу познания, открыть имеющиеся таланты, наладить социальные контакты.
- Современная система контроля за успеваемостью. Электронные дневники позволяют родителям отслеживать успеваемость ребенка и влиять на его образовательную траекторию.
- Разнообразие программ. Родители имеют возможность выбрать образовательную программу в зависимости от личных предпочтений и способностей ребенка.
- Возможность бесплатного обучения в вузе. Школьники, успешно осваивающие программу, имеют высокие шансы бесплатно учиться в лучших вузах страны.
Тем не менее, многие жалуются на слишком большую загруженность учеников, переориентацию внимания учителей со школьников на оформление отчетности, и, конечно же – на #ЕГЭ
Какие выводы можно сделать?
Очевидно, что и советская, и современная школа имеют свои преимущества и недостатки. Определенно, сегодня необходимо больше внимания уделять вопросам мотивации школьников, которых не возникало раньше.
Хорошая учеба в школе в #СССР практически гарантировала поступление в вуз. В настоящее время, даже отличникам приходится обращаться к услугам репетиторов и ходить на дополнительные занятия. Это делает ничтожным принцип бесплатности современного школьного образования.
Отдельно стоит поговорить про ЕГЭ. Введение госэкзаменов преследовало благие намерения:
- ликвидацию коррупции в образовании;
- равные условия для всех выпускников;
- одинаковые шансы на поступление в вузы для ребят из любых регионов;
- снижение общего количества сдаваемых экзаменов.
Однако сегодня многие вынуждены признать, что система ЕГЭ превратила школьное #образование в планомерное «натаскивание» на сдачу госэкзаменов. При этом, основное внимание уделяется дисциплинам, которые предстоит писать на экзамене, а остальные – остаются «за бортом».
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что современная образовательная система не так плоха. Но она требует доработки и модернизации. Возможно, и путем внедрения элементов советского обучения.