Найти тему

Главная мысль и тема произведения на примере романа "Дети капитана Гранта" и рассказа "Случай"

Добрый день уважаемые читатели! У нас по русскому и литературе понеслись задания на определение темы и главной мысль в произведении. У Вас тоже? Давайте разбираться вместе... поехали!

Для начала определимся, что есть что.

Часто эти два понятия либо путают между собой, либо отождествляют (считают одинаковыми) - это не так.

Можно сказать так: "Тема произведения отвечает на вопрос О ЧЕМ! Главная же мысль произведения отвечает на куда более интересный и объемный вопрос "ЗАЧЕМ!"

То есть говоря о теме произведения мы имеем ввиду о чем говорится в тексте. Например, о природе или встреча мальчиков, случай в поезде и так далее.

Главная же мысль куда более широкое понятие, которое раскрывает нам замысел автора, то что он хотел донести до читателя посредством своего текста.

При поступлении первого задания на эту тему мы с Дашей не могли не выпендриться - я считаю, что это один из главных козырей при ответе по на задания с выбором произведения. Надо постараться выбрать то произведение, которое не будет повторяться у всех подряд в классе - это сразу дает дополнительный бонус в глазах учителя. В принципе, всегда надо стараться, чем-то выделиться, лучше конечно в хорошем смысле этого слова😅

И так, мы выбрали роман Жуль Верна "Дети капитана Гранта". Скажу честно, с Дашей мы его еще не прочитали - в процессе, но выбирать произведения из тех, которые задали читать на лето... не КОМИЛЬФО😎, а заодно покажем учителю, что Даша пытается освоить что-нибудь чуть более сложное чем сказки и рассказы про Незнайку (Хотя мне это роман родители прочитали еще перед поступлением в первый класс). Но это, конечно больше к разговору о том, что и дети сейчас абсолютно другие - им нужен экшн, скорость развития событий, поэтому старые книги для них становятся скучными - к примеру прочитали уже 10 глав "Дети капитана Гранта", а приключений все нет... они все плывут и рассуждают о разных материках и странах, а Даша ждет действий уже🥱

Жуль Верн "Дети капитана Гранта"

Тема произведения - Поиски пропавшего капитана "Гранта"

Главная мысль произведения - Упорство, верные друзья и вера в свои силы помогут справиться с любыми трудностями

Где-то на просторах сети видел, что главную мысль прекрасно выразили цитатой "Бороться и искать, найти и не сдаваться", но это явно не 3 класс.

Мы думали, что на этом небольшом письменном задании все и закончится..., но нет. Пришло еще одно задание, теперь уже с более ограниченной темой "рассказы про детей"- пересказ, главная мысль и тема произведения. Я спросил у Даши, какие рассказы будем смотреть и ответ для меня был ожидаем - "Денискины рассказы", Даша от них фанатеет, так же как и от барона Мюнхаузена. Но мы выбрали другой рассказ, так как по этим рассказам было уже много разных заданий, мы их уже почти все прочитали, да и я был почти уверен, что пол класса будет по ним что-то рассказывать (так оно и получилось)

Я нашел для Даши совсем небольшой рассказ В. Осеевой "Случай" чем удивил и обрадовал Дашу, так как обычно я ей подсовываю достаточно большие рассказы😊

Случай

-2

Мама подарила Коле цветные карандаши.

Однажды к Коле пришел его товарищ Витя.

— Давай рисовать!

Коля положил на стол коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зеленый и синий.

— А где же остальные? — спросил Витя.

Коля пожал плечами.

— Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои потеряла… А черный и желтый взял у меня Петя — у него как раз таких не хватало…

— Но ведь ты сам остался без карандашей! — удивился товарищ. — Разве они тебе не нужны?

— Нет, очень нужны, но все такие случаи, что никак нельзя не дать!

Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:

— Все равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного цветного карандаша нет!

Коля посмотрел на пустую коробку.

— Ну, бери… раз уж такой случай… — пробормотал он.

Вот такой совсем коротенький рассказ.

Тема произведения - разговор мальчиков

Главная мысль произведения - добро не должно идти во вред себе (если это не вопросы жизни и смерти). Надо быть добрым, но не добреньким, иначе другие люди начнут тобой пользоваться в своих интересах. Отношения между друзьями должны быть поставлены на принципах взаимопомощи.

Будем рады если Вы скажите спасибо Папе и Даше:)

Вот такое вот задание. Будем рады видеть Вас среди наших подписчиков. Ставьте лайки, оставляйте комментарии (всегда приятно, если твоя работа оказалась полезной😊). И не забывайте, Папа и Даша помогут справиться с заданием.

-3