Эта история произошла в самом начале Великой Отечественной войны. Времахт лишь восемь дней назад пересек границу Советского Союза и рвался вперед. Где части Красной армии отступали, и немецкие солдаты продвигались без особых боев, где наоборот шли ожесточенные сражения. А этот случай произошел у латвийского города Даугавпилс, на окраине которого, с восточной стороны, держала оборону сорок шестая танковая дивизия двадцать первого механизированного корпуса.
Пока красноармейцы занимались своими делами, полковой повар заканчивал готовить обед для солдат. Полевая кухня, где варил кашу двадцати двухлетний красноармеец Иван Середа, призванный после школы в армию из села Александровка Донецкой области современной Украины (на сегодняшний день входит в состав города Краматорск), располагалась чуть в отдалении от основных позиций полка, ее спрятали в небольшом лесочке. Там же был размещен и весь хозвзвод.
Раздавшийся звук работающего танкового двигателя для красноармейца был оказался полной неожиданностью. Здесь стоит отметить одну деталь: Иван Середа был один, так как немного раньше к ним прибыл командир с сообщением об увеличившейся активности немецких солдат, и приказал тыловикам двигаться за ним. А вот повара оставили «наедине с кашей и супом».А если взять во внимание и факт того, что из оружия у красноармейца имелась всего лишь одна винтовка, да (!) топор для колки дров, то не было ничего удивительного, что когда в паре сотнях метров от небольшой поляны на которой стояла кухня появились два немецких танка Иван постарался максимально слиться с окружающей местностью. Поскольку шансы выстоять при таком арсенале против бронированных машин катастрофически близки к нулю, то повару оставалось надеяться только на везение и то, что немцы его не заметят.
Но… как это обычно и бывает, удача отвернулась от повара. Один проехал мимо, а вот второй выехал аккурат на, разносящую по округе приятный запах уже почти готовой каши, полевую кухню. Тут же у танка открылся башенный люк, откуда высунулся довольно улыбающийся танкист вермахта, явно довольный таким вкусным трофеем. Танкисты, можно не сомневаться, решили, что Красная армия отошла, а полевую кухню попросту оставили.
Ну… а дальше события развивались так, что в них даже трудно поверить, потому как они больше похожи на сцену неудачного дешевого боевика. С той лишь ремаркой, что события эти таки происходили в реальности, и относятся они к разряду: если бы сам не увидел, не поверил бы.
Видимо, понимая, что прятаться нет смысла, поскольку все равно будет обнаружен, и выбрав для себя (!) смерть в бою, Иван Серед бросился на танк грозно размахивая топором. Доблестные танкисты «непобедимого» вермахта подобным поступком были столь обескуражены, что не придумали ничего лучше чем «забаррикадироваться» в своей бронированной машине. После того как люк танка закрылся за, нырнувшим внутрь немецким танкистом, по бегущему с топором красноармейцу тут же был открыт огонь из танкового пулемета. Красноармеец, впрочем, сумел не только увернуться от пулеметных очередей, но и повредить само оружие. Он попросту заскочил сверху на броню и стал топором колотить по дулу, таким образом его согнув. Вслед за этим Иван Середа накинул на смотровые щели кусок, лишив немцев всякого обзора, и начал колотить топором по крышке люка. Одновременно красноармейцам начал выкрикивать различные команды из разряда «обходи слева», «окружай их, подорвем гранатами», чем довел легко контуженных от постоянного грохота, издаваемого ударами топора по крышке люка, до полного исступления. Находившиеся в полностью закрытом танке, не имея возможности осмотреться и понять что происходит снаружи, действительно поверили в подход к «безумному русскому» подкрепления. Им и в голову не могло прийти, что их одурачил всего один человек, они всерьез считали, что на подмогу подошло целое подразделение. И поэтому они решили сдаться на милость русских.
Когда открылся люк и из танка стал вылазить его экипаж красноармеец уже отбросил топор и взял немцев на мушку уже из винтовки. Всяко дело, это было более удобное оружие чем топор, чего винтовке то без дела висеть за спиной.
В итоге, когда сослуживцы геройского кашевара вернулись к полевой кухне их дожидался не только готовый обед, но и трофейный немецких танк с плененным экипажем.
Высшее командование Красной армии высоко оценили такие действия: Ивану Середе в октябре месяце того же года но только присвоили звания Героя Советского Союза, но и вручили орден Ленина, а об этом случае писали все фронтовые газеты.
На этом подвиги отважного кашевара не закончились. Войну он закончил в Германии. Вот, правда, поваром он был не всю войну, а даже успел послужить в не только в разведке, но и покомандовать взводом стрелкового полка.
После Победы в Даугавпилсе именем геройского красноармейца была названа улица и установлена мемориальная доска. Вот, правда, в наши дни в Латвии ни такую улицу уже не найдешь, ни мемориальную доску. Дело в том, что после развала СССР латвийцы улицы переименовали, а мемориальную доску демонтировали.
А вот в Донецке, то есть, в том самом городе, который на сегодняшний день вот уже скоро как семь лет воюет с регулярной украинской армией подвиг Ивана Середы не забыли. На территории села Галицыновка Марьинского района Донецка до сих пор стоит памятный знак, увековечивающий геройского красноармейца.
Фото взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Уважаемые читатели, если вам понравилась публикация, оставляйте лайки, и подписывайтесь на канал.