Найти тему
Notary_life

Психологический аспект в нотариальной деятельности: Конфликт: «нотариус» - «представитель иной организации» (цитирование)

Очевидно, что многочисленные должностные лица, которые имеют право совершать определенные виды нотариальных действий, являются специалистами в различных областях знаний и профессий. Но, из этого следует, что каждый из них не мыслит теми категориями, которыми мыслит нотариус.

-2

Отличие его мировоззрения и мышления при совершении нотариального действия заключается в том, что вектор его мысли, как профессионала, имеет свою «корпоративную» направленность: врачи, начальники и командиры военных подразделений, капитан дальнего плавания, начальник полярной экспедиции, консул – каждый из них мыслит определенным образом. Выражает свои мысли, отстаивают свои интересы словами и фразами (профессиональной лексикой), которые приняты в его окружении как норма. Что касается скорости мысли, то следует учитывать и тот факт, что каждый человек обладает ярко выраженными индивидуальными качествами. Он может мыслить и очень быстро и весьма медленно. Но, подчиняясь корпоративным нормам и правилам группы лиц, мысль его направлена в сторону профессиональной деятельности.

Например, начальник колонии строгого режима, удостоверяя доверенность осужденного, не вникает в текст доверенности как юрист-цивилист. Понятие «представительства» для него существует лишь в Гражданском Кодексе как теоретическое понятие. Практически, удостоверяя доверенность, он подтверждает, что подпись под текстом документа поставил осужденный такой-то. О верности такого вывода можно судить, проанализировав текст многих доверенностей, с которыми нотариусам приходилось встречаться в повседневной практике. Как правило, в удостоверительной надписи можно прочесть «подпись осужденного такого-то заверяю». Хотя законодательство требует, чтобы не подпись осужденного была заверена начальником учреждения, а удостоверена доверенность от имени гражданина. Или, если удостоверительная надпись не вызывает сомнений, то текст доверенности может быть составлен по устаревшему шаблону и не соответствовать новым требованиям современного законодательства. И в таких ситуациях возникает конфликт – нотариус отказывается принимать подобную доверенность, а граждане, которым необходимо совершить нотариальное действие по такой доверенности, пребывают в отчаянии. Им, чтобы переделать подобный документ, исправить ошибку, нужно потратить много времени, сил, средств. Попасть на прием к начальнику колонии, как правило, очень трудно. При этом нужно ехать в другую область, останавливаться в гостинице и так далее.

-3

Как избежать подобных конфликтов? С одной стороны, нотариус должен проконсультировать граждан и подробно разъяснить, в какой форме совершить доверенность от имени осужденного. А с другой стороны, начальник учреждения тоже должен захотеть вырасти профессионально, и поинтересоваться у нотариусов о форме различных доверенностей и правилах их удостоверения. Ему не помешает представить себя нотариусом и попробовать мыслить так, как нотариус. Также необходима и целенаправленная работа областных управлений юстиции по разъяснению действующего законодательства среди руководителей мест лишения свободы.

Приводит к внутригрупповому конфликту и такой момент, как специфика восприятия должностными лицами граждан, обратившихся к ним с просьбой о совершении нотариального действия. Если нотариус, юрист с высшим образованием, воспринимает граждан как лиц – участников гражданского оборота (так его учили в учебном заведении), то лица, совершающие нотариальные действия в связи с реализацией ими обязанностей, которые на него возложены должностью, воспринимает граждан как подчиненных, а так же, как земляков или просителей.

-4

Например, секретарь сельского совета воспримет жителя села, который к нему обратился за совершением нотариального действия, как давнего знакомого. Он постарается обязательно помочь земляку. В тексте нотариально оформляемого документа записывается в основном то, что хотел бы видеть проситель. При этом документ может быть составлен не по форме. Или к нему может быть применен совершенно не подходящий штамп удостоверительной надписи. Многие нотариусы, читая эти строки, согласятся с этим, ибо не раз встречали подобные документы и отказывали гражданам в их принятии. В чем же причина такого отношения к нотариальным документам? Думаю, что стереотип мышления секретаря сельского совета, при котором наличие на документе гербовой печати является основным элементом, подтверждающим законность документа, вызывает конфликтную ситуацию. В связи с чем выработалось такое устоявшееся мнение – «трудно сказать». Многие годы в обязанность государственных нотариусов входило посещение один раз в неделю секретарей сельских советов с целью оказания им юридической помощи. Нотариусы делились опытом, разъясняли действующее законодательство, рассказывали, объясняли, учили составлять и удостоверять документы. Но время шло, а секретари сельских советов продолжают совершать нелепые ошибки и проколы.

Избежать таковых конфликтов практически невозможно, поскольку секретарь сельского совета не имеет такого юридического образования и подготовки, которые имеет нотариус. Следовательно, нотариус мыслит другими категориями. Скорость мысли каждого нотариуса, как личности, совершенно индивидуальна. А вот направленность (вектор) его мысли как нотариуса – должностного лица – не ограничен только проставлением печати в документ. И, если приходится отказывать гражданам в принятии документа, составленного неграмотно секретарем сельского совета, то сделать это нужно таким образом, чтобы сгладить вину секретаря.

-5

Из норм профессиональной этики нам известно, что «выносить мусор из избы» не следует. Можно перезвонить секретарю, объяснить его ошибки. Можно составить проект необходимого документа и предложить съездить еще раз в село и переделать документ, объясняя эти действия сложностью современного законодательства. А можно отдать документ гражданам и резко сказать: «Такой документ я принять не могу». Действуйте по обстоятельствам. Но при этом, как мудрецы, понимайте, что мышление у нотариуса и у должностного лица, совершающего по долгу службы нотариальные действия, различное.

Сложные взаимоотношения у нотариуса и с посольствами, а также с документами, составленными и удостоверенными консульскими учреждениями.

-6

С одной стороны, посольства различных государств, в лице клерков, принимают или не принимают документы, составленные нотариусом РФ. С другой стороны, документы консульских учреждений или посольств РФ в других государствах, российский нотариус принимает или не принимает. Причина – не соблюдение определенных норм международного законодательства и требований «Основ законодательства РФ о нотариате». В связи с этим обязательно возникает конфликт. Связующим звеном в этой цепочке (равно как и страдающим) является гражданин, который обратился за нотариальной помощью и получил удостоверенный документ. Особенность этого конфликта заключается в том, что невозможно установить прямой контакт между нотариусом и клерком посольства (консульства). То есть, стороны конфликта связаны между собой документом, оформленным вопреки определенных правил и норм. Суть конфликта при этом выражается отношением к документу той стороны, которая обязана принять его.

Как избежать конфликта в данной ситуации? При составлении документа для посольства другого государства, нотариус обязан быть дотошным, скрупулезным, соблюдать и учитывать законодательные нормы, правила делопроизводства, лексику и стиль того государства, в котором документ будет предъявляться.

Особенность мышления представителей консульских учреждений РФ, находящихся на территории других государств заключается в том, что они воспринимают граждан, обратившихся к ним за помощью, как просителей, которым позарез нужны документы (копии, доверенности, заявления, визы и др.) Как правило, такие просители не успели или не смогли оформить подобное в РФ. При составлении консульскими учреждениями нотариальных документов, ими не всегда соблюдаются требования, предъявляемые российским законодательством и нотариальным делопроизводством к подобным документам. Одна из причин – нахождение посольства или консульства далеко от самой Российской Федерации и в связи с этим отсутствие нотариальной практики. Конечно, в каждом подобном учреждении имеются определенные формы, стандарты, образцы нотариальных документов. Однако, учитывая темпы изменений, которые претерпевает российское законодательство, они могут быть устаревшими. Немаловажно также то обстоятельство, что послы и консулы не всегда имеют подготовку юриста. Это могут быть специалисты, закончившие вуз по специальности «международное право», знатоки международных конвенций. Тонкостей нотариата они или не знают, или с ними мало сталкиваются. Когда нотариусу предъявляют документ, удостоверенный в консульском учреждении, он обязательно заметит в нем отличие от тех документов, которые привык видеть. Возникает у нотариуса сомнение – «можно ли такой документ принимать?» Иногда приходится отказывать в принятии консульского документа в связи с его никчемностью, поскольку он составлен таким образом, что не решает проблем граждан.

Избежать подобных конфликтов невозможно. Нотариусу приходится очень внимательно изучать документ и находить в нем то положительное, что можно использовать. Но, если документ явно не соответствует требованиям действующего российского законодательства, в принятии его для совершения какого-либо нотариального действия следует отказывать и обязательно разъяснять, что в документе нужно изменить или исправить.

В консульском учреждении (посольстве) другого государства, куда предъявляется нотариальный документ, удостоверенный нотариусом РФ, к гражданам относятся весьма строго. Отказывают в принятии документа без особого разъяснения. Следует расспросить граждан очень подробно о тех обстоятельствах, которые должны быть указаны в доверенности или заявлении, уяснить все тонкости, прежде чем составлять подобные документы. Нотариуса волнуют при этом и интересы граждан, и свое честное имя и, если хотите, материальная сторона. Ибо, если документ у клиента не принимают, то он может вернуться к нотариусу с претензией и потребовать возмещения затрат, понесенных в связи с поездками в посольство.

-7

Внутригрупповой конфликт между нотариусом и должностными лицами лечебных учреждений в связи с составлением и удостоверением врачами текстов завещаний и доверенностей практически не проявляются. Практика показывает, что врачи – народ очень осторожный. Вектор их мысли направлен много веков назад Гиппократом, который принцип профессиональной деятельности «не навреди» возвел в закон. В связи с этим, думаю, врачи очень редко удостоверяют завещания тяжелобольных или умирающих. Они советуют привезти в больницу нотариуса и создают необходимые условия для составления и удостоверения завещания. Перед процедурой общения с больным, следует, на мой взгляд, побеседовать с врачом и выяснить, как он оценивает его душевное состояние. Конечно, только нотариус может оценить, осознает ли гражданин значение своих действий и понимает ли правовые последствия совершения сделки. Но беседа нотариуса и врача необходима. Поскольку, если нотариус без разрешения врача пройдет в палату к больному для составления завещания, у больного из-за волнения может ухудшиться состояние здоровья, что, в свою очередь, отразится на враче. Как известно, ответственность за состояние больного возлагается законом на врача. Поэтому, уважая труд врачей, на мой взгляд, следует соблюсти нормы профессиональной этики поведения и обязательно выяснить у дежурного или лечащего врача, можно ли посетить больного в связи с удостоверением нотариального документа.

А, если завещание все-таки было удостоверено должностными лицами лечебных учреждений, конфликт возможен в связи с тем, что оно не сможет быть принято нотариусом при оформлении наследства, поскольку было составлено не по форме. Известно, что законодательство изменилось. Усложнилась процедура составления и удостоверения завещания. Необходима большая разъяснительная работа, как со стороны нотариусов, так и со стороны работников областных управлений юстиции. Это поможет избежать возникновению сложных межгрупповых и внутригрупповых конфликтов и повысит качество юридического обслуживания населения.