Найти тему

Поставить задачу правильно - это повысить шансы на ее выполнение

Каждый из нас, в личной жизни или на работе, постоянно ставит задачи другим людям или выполняет их сам. Наверняка вы замечали, что от того как ее проговаривают/прописывают зависит качество выполненной задачи.

Давайте разберемся почему так происходит.

Вспомните себя в детстве. Мама отправила вас в магазин купить яблок. Она так и сказала - "Сходи в магазин и купи яблок". И у вас, на данный момент взрослых людей, сразу возникают вопросы: "А в какой магазин надо сходить?", "А каких яблок надо купить?", "А сколько яблок надо купить?", "Где взять деньги на яблоки и сколько?"

А ведь не все дети до таких вопросов додумываются сразу.

Представьте что вы-ребенок стоите уже в магазине и только тогда до вас доходит, что вы не знаете каких яблок купить и сколько. И когда приходите домой, получаете тумаков от мамы что вы купили не те яблоки...

А ведь ребенок не виноват что купил не те яблоки, согласны?

Поэтому я предлагаю разобрать все пункты для корректной постановки задач!

Вы слышали о методе SMART? Это самый основной и популярный метод постановки задач.

Каждая буква названия метода - это аббревиатура критериев задачи:

Specific (Конкретность) - что именно нужно сделать? В каком формате? Где это взять/посмотреть? У кого конкретно спросить? и т.д.

Measurable (Измеримость) - в каком количестве/объеме нужно сделать? Сколько?

Attainable (Достижимость) - с помощью чего я могу выполнить задачу? Доступны ли мне инструменты для ее выполнения?

Relevant (Уместность) - мои действия действительно принесут пользу/выгоду? Она поможет в достижении цели?

Time-bound (Ограниченность во времени) - сколько времени у меня есть на выполнение? Когда предоставить результат?

Зная эти методы вы с лёгкостью поставите задачу корректно, и у вашего оппонента не возникнет вопросов о ее выполнении.

Однако нужно знать о принципах постановки задачи. Их несколько:

1. Позитивное формулирование задачи необходимо, чтобы настроить вашего оппонента на нужный лад с самого начала. Чтобы ваша задача не воспринималась как приказ. Ведь если сформулировать ее позитивно, то у исполнителя будет больше желания ее выполнить. Например: "Вась, привет! У меня есть для тебя очень интересное задание, сейчас расскажу."

2. Объяснение важности выполнения задачи. Потому что если человек не будет понимать зачем он это делает - то либо он не будет ее делать до последнего, либо сделает ее "тяп-ляп". А если вы объясните подробно о ее важности, а особенно какую выгоду получит исполнитель после ее выполнения (упрощение своего рабочего процесса, выполнение плана, повышение зарплаты, внесёт большой вклад в работу проекта и т.д.), то и шансы на ее выполнение в разы поднимутся!

3. Задавать вопросы на проверку понимания. А именно конкретные вопросы, по каждому пункту вашей задачи. Потому что если вы спросите "все понятно?" то получите социально ожидаемый ответ "да, все понятно". Хотя на самом деле человек прослушал половину того что вы говорили, т.к. задумался о другом. И это нормально. Все мы люди и это надо понимать. Именно поэтому надо задавать конкретные вопросы: "что нужно сделать?", "В каком формате нужно сделать?", "В каком количестве?", "До какого времени?" и т.д.

4. Побуждение к действию. Одним словом - мотивация. Если свою постановку задачи вы завершите мотивирующими фразами и вселите в человека уверенность в том, что он с ней справиться, вы не только повысите шансы на выполнение, но и улучшите ваши отношения с человеком.

Давайте разберём ту ситуацию с яблоками, но уже с учетом метода SMART.

Мама должна была поставить задачу так:

"Вася, у меня есть для тебя интересное задание! Сходи пожалуйста в магазин "Ромашка" на углу нашего дома и купи 6 красных яблок сорта "Рэд". В коридоре в тумбочке ты найдешь 500 рублей и синий пакет, чтобы удобнее было нести яблоки. И когда ты их принесешь, мы начнем готовить яблочный пирог, который ты так любишь. Хорошо? Давай повторим что нужно сделать? Какие яблоки купить? Сколько? Какого сорта? Где? Молодец! Я уверена, что ты справишься с этим заданием и мы начнем готовить яблочный пирог!"

Согласитесь после такой формулировки задачи, у ребенка, да и у любого человека в любом возрасте не возникнет вопросов и он загорится выполнением этого задания)

Надеюсь что статья вам помогла. Применяйте метод в жизни, ставьте эксперименты и проверяйте как он работает)