1981 год. БАМ – СТРОЙКА ВЕКА!
Гремит, звенит, гудит, поет на всех каналах радио и ТВ. В журналах и газетах постоянно публикуются яркие репортажи и очерки. На фото – молодые строители, с лиц которых не сходит улыбка, а глаза – блестят. Это всё манит и влечет. Хочется оторваться от родительской опеки и попробовать самостоятельности.
Толчком послужила встреча с другом родителей, работавшим в отделе кадров ГлавБАМСтроя. За ужином, на бумажной салфетке, он нарисовал силуэт трассы, соединявшей Тайшет с Комсомольском, Тынду – с Магаданом. Масштабы впечатлили! А желание за три года купить авто по «бамовскому» чеку только подлило масла в огонь.
Окончательное решение было принято на семейном совете после моей разведки в Тынду. Я слетала туда буквально на три дня.
Моя обязательная трёхгодичная отработка по окончанию Иркутского госуниверситета в НИИ автомобильного транспорта подошла к концу.
Получив в Иркутском Горкоме комсомола комсомольскую путёвку, первым улетел в Тынду муж Сергей. А через два месяца, 31 августа 1981 года, на станции Сковородино он уже встречал меня с двумя детьми и кучей чемоданов. Шестилетняя дочь и полуторагодовалый сын легко перенесли 200 км гравийной трассы на УАЗике от Транссиба до Тынды.
Город строился. На Красной Пресне уже стояли девятиэтажные дома. В окаймлении тайги их силуэты на фоне чистого голубого неба казались удивительно грациозными и красивыми.
Большинство же строителей жили в поселках, составляющих город. Это были так называемые времянки – блочные деревянные домики и строительные вагончики, как правило, имеющие отопление от районной котельной.
Нашим домом оказался новый Пушкинский вагончик (изготовлен в г.Пушкин) на улице Перспективной в поселке Северном. Здесь в условиях «без условий» мы прожили пять счастливых лет, пока не получили благоустроенную квартиру в девятиэтажке.
В те времена нам, молодым, жизнь казалась легкой и возможной даже в вагончике. Конечно, были и проблемы. Иногда в посёлке отключали свет. Радиаторы, заполненные водой, зимой перемерзали и лопались. Отогревали паяльной лампой. С помощью этой же лампы готовили еду, когда не было света. Зато дружили со всеми соседями – русскими, украинцами, белорусами, армянами, грузинами, татарами, молдаванами, немцами…
Немного обустроившись в вагончике и осмотревшись, стала искать работу. И по первому же объявлению в газете пришла в Дорожный вычислительный центр.
Начала работу в производственном отделе с задачи АСОК – Автоматизированная система оперативного контроля за строительством объектов БАМа.
Возводимая трасса состояла не только из полотна, шпал и рельсов. Строились жилые домики, магазины, клубы, детские сады, теплые туалеты, автомобильные дороги… Именно этапы строительства всех этих объектов в денежном выражении и контролировал автоматизированный учет.
Помню еще одну задачу, принятую в эксплуатацию в декабре того же 1981 года. Это СУПРОВ – Система учета простоя груженых вагонов. После первого её расчёта весь ВЦ и руководство дороги узнали, что на станции простаивают с октября месяца вагоны со свежей капустой! Вот уж кому-то влетело…
Решение задач никогда не проходило гладко. Часто сбоили магнитные диски. Это теперь мы их не видим, а раньше даже чистили вручную: деревянная линейка обматывается белой тканью, смачивается спиртом и вставляется в пространство между дисковыми пластинами пакета, который вращается на специальном приспособлении. Поверьте – ткань становилась серо-черной!
Работали, невзирая на 50-градусные морозы, отсутствие снега (в первые годы 80-х особенно) и черную сажу, при любом порыве ветра превращающуюся в колючую пыль. Работали в будни и в праздники, прихватывали и ночное время, чтобы выдать результаты в срок.
Если маленького сына в выходные не с кем было оставить, то он играл в машинном зале, катая по фальшполу цветные колечки от магнитных лент. А муж подкармливал нас с девчонками ночами – привозил укутанный в полотенце горячий ужин.
Никто нас не уговаривал и не заставлял, просто НАДО было СДЕЛАТЬ качественно и в срок!
Так начинался наш БАМ. 16 лет мы прожили в Тынде. Скучаем. Дружим. И ни о чем не жалеем.
Есть ли среди читателей бамовцы? Хочется получить ваш отклик.
Поставьте ЛАЙК строителям БАМа и подписывайтесь на канал Жизнелюбивой Сибирячки