«Там, где живут люди, - там есть кладбища. Веками люди хоронят на них своих близких, приходят на могилы. Но иногда, в периоды исторических потрясений, традиционный уклад рушится. Меняется общественное сознание, становится иным состав населения - и связь поколений ослабляется. Потомки перестают посещать могилы предков. Такие кладбища есть (или недавно еще были) в каждом городе. Как правило, - пишут исследователи петербургских некрополей А.В.Кобак и Ю.М.Пирютко,- их судьба складывалась трагично»(1). Не обошла злая участь и исторические кладбища Соликамска: они все оказались полностью разрушены. Так, на территории одного из них - осталась лишь церковь Жен мироносиц, в интерьере которой была чугунная доска с указанием места погребения заказчика храма, солепромышленника Максима Суровцева (2), - вырос жилой комплекс - третий микрорайон калийщиков. От другого - на территории бывшего Преображенского женского монастыря, у стен Введенской церкви, сохранились два полуразрушенных надгробия: Марфы Арсеньевны Яковлевой (сконч. 21.VI.1903 г., 82 лет) и чиновницы Екатерины Николаевны Поносовой (29.1.1872 - 20.VI.1905). Третьи напоминают о себе случайными находками: во время землеройных работ летом 1995 г. около Архангельской церкви, у алтаря, найдены были два захоронения священнослужителей, в октябре 1995 г. строители вскрыли и... разрушили три склепа в Вознесенском (Троицком) мужском монастыре, где долгое время находилась Соликамская тюрьма № 2. По предположению сотрудника Соликамского краеведческого музея Г.А.Бординских, эти три склепа являются захоронениями представителей рода Рязанцевых.
Трудно не согласиться с Э.А.Шулеповой, которая пишет: «Именно на заброшенных кладбищах наиболее остро ощущается разрушение исторической памяти, отсутствие связи между поколениями, забвение преемственности и традиций, культуры... В настоящее время, когда мы переживаем децентрализацию культуры, тягу к возрождению краеведения, всегда отличавшегося сильным личностным мировосприятием, приверженностью к общечеловеческим и культурным ценностям, появился более осознанный интерес к отечественным некрополям»(3). Об этом свидетельствуют работы, изданные в Москве и Петербурге(4), статьи, опубликованные в альманахе «Памятники Отечества»(5) и в пермской прессе(6). Работ по Соликамскому некрополю нет.
Старейшее из сохранившихся кладбищ Соликамска - кладбище, расположенное в южной части города, по Соликамскому шоссе. Образовано оно, по всей видимости, в 90-е годы ХIХ века. В 1907 году здесь возведена была так называемая новокладбищенская церковь в честь Симеона Столпника. Церковь эта - в крайне разрушенном состоянии и требует восстановительных работ. От ранних захоронений следов практически не осталось. Исключение - надгробие Н.В. и А.И.Косоуровых 1910-1911 гг., родственники которых сохранили здесь свой семейный некрополь, да несколько безымянных и разрушенных постаментов, затерявшихся в массе более поздних памятников. Наиболее ранний, четко датируемый слой захоронений относится к 1930-м годам. И тем не менее Соликамское городское кладбище представляет историко-культурный интерес. Натурное обследование кладбища, проведенное мною и моим коллегой А.П.Зиновьевым в 1994-1995 гг., по нашему мнению, подтверждает это.
В северо-западной и южной части кладбища находятся две братские могилы. В них похоронены воины, умершие в госпиталях Соликамска от ран, полученных на полях сражений во время Великой Отечественной войны. В 1967 году перед кладбищем, неподалеку от этих могил, на Соликамском шоссе, воздвигнут общегородской мемориал. На бетонных стенах мемориала выбиты имена погребенных на кладбище 106 солдат и офицеров Красной Армии, среди них рядовые А.Ф.Антонов, М.Хамутдинов, И.И.Суханов, сержанты П.С.Гогин, В.Я.Кержанов, старшина К.И.Бурляев, лейтенант А.М.Паклин и др. Авторы мемориала - архитектор А.Н.Тимофеева и художник Н.В.Пономарев(7).
В южной части кладбища расположена еще одна братская могила. В ней похоронены трагически погибшие в 1958 году войны Советской Армии. На могильной плите - надпись: «Войнам, героически погибшим при исполнении служебного долга - лейтенант Байбаков Константин Викторович, 1925-1958* сержант Чирва Виталий Аврамович, 1937-1958; ефрейтор Пирог Виталий Фирсович, 1936-1958 - от личного состава в/ч 6608»(8).
Неподалеку от церкви (к северо-западу от нее) - братская могила шахтеров. На надгробной плите выбита надпись: «В 1928 г. трагически погибли в шахте Бурмантов Г.С., Михайлов А.К.». На стеле - эпитафия: «Вечная память погибшим на калийном фронте».
В северной части кладбища, начиная от входа (за зданием милиции) и кончая Симеоновской церковью, сконцентрирована группа захоронений, где покоятся строители и инженеры калийной промышленности. На всех выявленных могилах калийщиков установлены чугунные плиты. Надписи на них - прозаические, лишенные эмоциональной окраски:
1. «Шилов Александр Иванович. Инженер-большевик, один из первых активных борцов за создание советской калийной промышленности. Родился 20.Х1.1899 г. Умер 13.Х.1932 г.» Плита вмонтирована в кирпичный памятник-горку.
2. «Рязанцев Николай Павлович. Активный участник строительства калийной промышленности. Родился 23.Х.1983 г. Умер 20.У1.1934 г.» Плита укреплена на кирпичной стенке. Это единственная на Соликамском кладбище могила, поставленная на учет как памятник истории местного значения(9).
3. «Рябов Сергей Логинович. Активный работник строительства советских калийный шахт. Родился - 1892 г. Умер 31.1.1935 г.»
4. «Горный инженер Черканов Александр Иванович. 1882 г. - 1938 г.»
5. «Горный инженер Федчишин Александр Алексеевич. 1921 г. -1946г.»
На Соликамском кладбище (в северо-западной его части, недалеко от входа) находится могила заслуженного врача РСФСР Петра Петровича Скробко (16.III.1899-07.IX.1966). Талантливый врач и организатор, он работал главврачом Соликамской больницы, во время Великой Отечественной войны возглавлял полевой подвижной госпиталь № 2067, за труд награжден многими орденами и медалями, в т.ч. орденом Ленина. Рядом с П.П.Скробко похоронена его жена - врач Александра Александровна Скробко (06.XI.1900 - 20.II.1980).
За братской могилой войнов, умерших от ран, в южной части кладбища, найдена могила заслуженного учителя РСФСР Зинаиды Александровны Сесюниной (1883-1957). На фоне безликих и типовых памятников выделяется надгробие Евгении Матвеевны (1892 - 1967) и Григория Семеновича (1889 - 1942) Столяровых. Это каменный крестораспятие, который является одним из немногих оригинальных памятников на Соликамском кладбище.
Особую ценность на кладбищах представляют эпитафии. На Соликамском их немного, наиболее интересные из выявленных, за единичным исключением, датируются 1970 - 1980-ми годами. Являясь жалким осколком некогда мощной традиции(10), эпитафии эти тем не менее вызывают большой интерес, поскольку позволяют понять психологию людей, мировидение и мировосприятие. Помимо этого, эпитафия - жанр литературного творчества, весьма своеобразный, это часть кладбищенской культуры, которая долгое время изгонялась из народного быта, но сохранилась (и не могла не сохраниться), правда, в обедненном и крайне упрощенном виде.
Все выявленные эпитафии - анонимны. В них мы видим стихийное проявление чувств, взрыв безудержного горя и глубочайшего потрясения, вызванных потерей близкого человека. Такова эпитафия Алефтине Георгиевне Додоновой (1935-1979):
Мама, мама,
горше нет утраты
звать тебя
из вечной пустоты.
Близка ей по тональности эпитафия Валерию Ивановичу Зуеву (1947 - 1983):
Сердце и доброта твоя
остались с нами.
Но для чего берегла тебя
любовь моя?
Интересна в силу отдаленности от столичных центров эпитафия на безымянной могиле, по всей видимости, матери Т.И.Кирилловой (1929-1993):
Проходи, прохожий,
не топчи мой прах,
я уже дома,
ты еще в гостях.
Эти строки - "народный" вариант некогда популярной эпитафии. Созданная П.И.Сумароковым в конце ХУШ века, она долгое время приписывалась князю Г.П.Гагарину(11). В сильно сокращенном виде эпитафия эта сохранилась в российской глубинке и дошла до наших дней.
Некоторые эпитафии доносят до нас биографические подробности о погребенном,в первую очередь, если умерший трагически погиб. Так, на памятнике Виктору Трофимовичу Крошке (1954-1971) читаем:
Сыночек Витя,
спи спокойно,
погиб безвинно
и сердцу больно.
Вариант этих строк - "Сынок Вася..." - приведен на соседнем памятнике Владимиру Алексеевичу Сивухину (1953-1971).
Очень характерна по событийно-биографическим подробностям эпитафия Владимиру Викторовичу Попову (1956-1985):
Он мог любить
и быть любимым.
Он мог быть мужем
и отцом.
Но скрытый нож
женщины коварной
Смертельным стал ему концом.
Самая ранняя из эпитафий - на каменном надгробии Н.В. и А.И.Косоуровых. Могила их находится южнее могилы перооткрывателя калия Н.П.Рязанцева.На памятнике, с четырех его сторон, начиная с северной, обращенной к Симеоновской церкви, оригинальная, по нашим временам, но выполненная в традициях начала ХХ века, надпись: "Здесь покоится прах Никиты Васильевича Косоурова, скончавшегося 21 октября 1910 г. / и жены его Александры Ивановны, скончавшейся 30 мая 1911 г. / Мир праху вашему, незабвенные родители, от горячо любящего Георгия второго. / Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".
Соликамское городское кладбище является неоднородным и сложным историко-культурным объектом. Исследование его далеко не завершено. Тем более, что до сих пор на кладбище производятся подзахоронения. И хотя эта статья носит прелиминарный характер, автор ставил своей задачей не только публикацию полевого материала по Соликамскому городскому кладбищу, но и стремился привлечь внимание местных музейных работников и краеведов к изучению истории всех соликамских кладбищ и к составлению соликамского некрополя.
_____________________________________
1 Исторические кладбища Петербурга: Справочник - путеводитель. - СПб., 1993. - С.8.
2 Памятники истории и культуры Пермской области. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Пермь, 1976. - С.96.
3 Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. - М., 1991. - С.5.
4 См.: Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура. - М., 1978; Исторические кладбища Петербурга...; Некрополь: Кладбища Санкт-Петербурга. - Вып.1. - СПб., 1992; и др.
5 Памятники Отечества. – 1983. - № 2. - С.134-139; 1984. – № 2. - С.17-27; 1985. - № 2. - С.119-128; 1986. – № 1. – С.95-104, № 2. - С.105-113.
6 См.: Колбас В.С. Верхемуллинское кладбище в Перми // Третьи Смышляевские чтения: Тез.докл. - Пермь, 1993. - С.19-20; Обухова Т. Тайны некрополя // Пермские новости. - 1994. - 8 апреля; Торопов С. Стоит перейти через Стикс... // Вечерняя Пермь. - 1989. - 29 июня; и др.
7 Памятники истории и культуры Пермской области. - Изд.2-е... - С.179-180; Соликамск: Историко-культурные памятники. Путеводитель. - Пермь, 1975. - С.140; Соликамск: Путеводитель. - Пермь, 1980. - С.142; Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. - М., 1988. - С.54-55.
8 В этой и ряде других надписей, что специально не оговаривается, знаки препинания расставлены мною, как равно исправлены явные грамматические ошибки. Например, на памятнике Н.П.Рязанцеву: участьник (2).
9 Памятники истории и культуры Пермской области. - Т.2: Памятники истории, архитектуры и искусства. - Пермь, 1993. - С.150. В этом издании неправильно указан год рождения и отчество Н.П.Рязанцева.
10 См.: Конференция «Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: погребальный обряд»: Тез.докл. - М., 1985. - С.117-118; Исторические кладбища Петербурга... - С.111-129; Московский некрополь...- С.8-23; и др.
11 Исторические кладбища Петербурга... - С.66.
5-11 января 1996 г.
Статья опубликована в сборнике "Соликамский ежегодник – 1995" (Соликамск, 1996).