Найти в Дзене
Андрей Мятиев

"Солдат-Генератор" с педальным приводом ДНП-2 1956 года из коллекции Веломузея.

Очень необычный экспонат Веломузея – «Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска. В армии этот педальный агрегат называли «Солдат-генератор». Устройство вырабатывало ток двух напряжений – 6 Вольт или 370 Вольт при 60 оборотах в минуту. ДНП-2 использовалось для обеспечения работы армейской радиостанции УКВ диапазона, (например Р-809), освещения и зарядки аккумуляторов. Солдату, крутящему педали, необходимо следить за частотой вращения, для контроля которой на верхней поверхности динамо размещен специальный прибор со шкалой, размеченной: «мало - 0 - много». Положение стрелки на «0» соответствовало частоте вращения 60 оборотов в минуту.

ДНП-2 имеет массивную стальную раму со складными рулем, шатунами педалей и «ногами». В сложенном виде устройство становится значительно компактнее. Весит оно около 30 кг.

«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

«Солдат-генераторы» получили распространение еще в годы Первой Мировой войны в армиях многих стран мира. Также они использовались и в мирное время – в составе оборудования, которым пользовались легендарные полярники на дрейфующей станции «Северный Полюс-1» (СП-1) в 1937-38 годах, (руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Пётр Петрович Ширшов), был и педальный генератор, обеспечивающий работу радиостанции. Устройства ДНП-2 также входили в комплект оборудования крупных противоатомных бомбоубежищ.

В коллекцию Веломузея этот экспонат попал довольно необычным путем. В 2001-м году я ездил на мотоцикле в Крым, в город Судак на мотофестиваль. Пригласили меня киевские друзья; пригласили совершенно спонтанно, ну а я так же спонтанно согласился. Причем отправился в путешествие я на совершенно неподходящем для мототуризма мотоцикле - "жестком эндурике" Yamaha TT-600E, вообще без обтекателя и с седлом шириной в ладонь, да еще и на "злой", почти кроссовой резине. Багажника не нем не было, а все свое скудное имущество я погрузил в рюкзак, висящий на спине. Приглашение звучало так: "Андрюх, ты приезжай в Киев, а оттуда мы поедем уже на мотоциклах вместе". В общем, отправившись в Судак через Киев, я удлинил себе путь практически на треть, но, как говорится, "бешеной собаке семь верст не крюк". :-) В результате последовал еще ряд всеразличных приключений, в результате которых я и из Киева ехал на мотоцикле в одиночестве, я друзья-приятели катили с комфортом на машине, но до Судака я добрался, правда стерев почти до корда заднюю покрышку, которая и до поездки выглядела удручающе.

«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В Крыму, осознав, что на такой резине я могу до дома и не доехать, я озаботился поиском хоть какой-нибудь шины на 18" и столкнулся с полным отсутствием таковой в продаже - что новой, что б/у. Никто из участников мотофестиваля мне помочь не смог и я отправился в Симферополь на тамошнюю барахолку, бурлившую по выходным в степи на окраине города. Обойдя всю насквозь пропыленную базарную территорию, искомой шины я так и не нашел, но зато обнаружил мужичка, бойко торговавшего всяким военным хламом, явно разворованным ушлыми прапорщиками со складов. Среди кучи костюмов ОЗК, кирзовых сапог, побитых жизнью и людьми радиостанций, котелков, саперных лопаток и прочего армейского барахла возвышался Он - "солдат-генератор" ДНП-2, о котором я только читал, но не видел ни разу в жизни. Тут же я понял, что упустить такой экспонат для коллекции будет величайшей глупостью, и, изрядно поторговавшись, купил его - как сейчас помню, за 12 долларов.

«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

И вот стою я такой красивый, возле мотоцикла со стертой "в ноль", аж торчат волокна корда, задней шиной, а в руках у меня здоровенная 30-килограммовая бандура, а на лице у меня - широкая улыбка от удачного приобретения для коллекции, а до дома - полторы тысячи верст и госграница. В общем, если вдуматься - тихий ужас, а не ситуация. :-) Для транспортировки "солдат-генератора" был придуман довольно оригинальный способ - прицепив к нему длинный брезентовый ремень, я повесил его себе на шею поперек мотоцикла и в таком виде все же доехал до дома, совершенно измучившись. Шея, правда, болела потом еще целый месяц, но экспонат - вот он, радует по сей день!

Посмотрите публикации, посвященные армейским велосипедам разных стран и эпох:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
«Динамо Ножного Привода» ДНП-2 1956 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.