В Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 3), народ осуществляет власть непосредственно, через государственные органы и органы местного самоуправления. Соединение этих видов власти образует сложную систему государственного и муниципального управления.
Система государственного и муниципального управления как научная категория базируется на двух органически связанных понятиях – «система» и «управление». Категории «государственное» и «муниципальное» здесь отражают сферу приложения вышеуказанных понятий.
Под системой государственного и муниципального управления следует понимать взаимодействия и взаимоотношения субъектов и объектов государственного и муниципального управления с целью их качественного изменения.
Каждый из элементов системы государственного и муниципального управления обладает сложной, многоуровневой, иерархической организацией и проявляет себя в виде самостоятельных подсистем: целей, функциональной и организационной структур, управленческой деятельности и др. Границы и статусы субъектов и объектов в системе управления относительны, ибо в определенных ситуациях субъект может становиться объектом, а объект субъектом. Так, субъекты Российской Федерации являются таковыми по отношению к управляемым органам местного самоуправления и объектами относительно органов федерального управления.
Государственное и муниципальное управление – только часть (хотя и важнейшая) регулирующей социальной деятельности в обществе. Органы и должностные лица государства, местного самоуправления регулируют не всякие отношения в обществе, а лишь общественные отношения или отношения, приобретающие общественное значение (например, все отношения между супругами, родителями и детьми регулируются законами государства о браке и семье).
Реализация целей государственного и муниципального управления осуществляется через систему функций, т.е. взаимосвязанную совокупность стандартизированных действий субъекта управления, нормативно регулируемых и контролируемых уполномоченными на то государственными и социальными институтами.
Функции государственного управления обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено стоящими перед государством и государственным управлением целями и спецификой объекта государственного управления и включает конкретное направление организационно-правового воздействия органа государственного управления на конкретные объекты управления.
Прежде всего, необходимо отметить главные функции государственного и муниципального управления:
-Проведение мероприятий, обеспечивающих контроль и наблюдение процессов, которые проходят в управляемой или регулируемой сфере.
-Предоставление возможности реализовать свои права физическим и юридическим лицам в сфере государственного и муниципального управления.
-Регулирование работы негосударственных секторов.
-Управление объектами государственного сектора.
-Разработка и претворение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни.
По содержанию, характеру и объему влияния государственных органов и органов местного самоуправления функции можно классифицировать как общие и специфические.
Общие функции раскрывают сущность взаимодействия тех или иных объектов: планирование, организация, регулирование, контроль.
Планирование представляет собой управленческую деятельность, которая вырабатывает цели и задачи управления, разрабатывает способы реализации установленных целей.
Организационная деятельность уделяет внимание распределения процедур и управленческих стадий между соответствующими органами или должностями.
Также можно выделить особую подгруппу функций управления составляют управленческие функции внутреннего регулирования: повышение квалификации, подготовка кадров и учение законности.
Повышение квалификации существует для подготовки кадров, соответствующих необходимым требованиям.
Подготовка кадров отвечает за устранение нехватки рабочих в управленческой сфере деятельности.
Учение законности формирует у квалифицированных рабочих чувство долга и ответственности, что немаловажно в нынешних условиях управления.