Интро
Под широкое понятие "ретрофутуризм" попадает множество разных понятий: тот же стимпанк и дизельпанк также рассказывают о "будущем, которого нас лишили". Эти жанры появились довольно поздно — только в наши дни человечество взглянуло почти на столетие назад и увидело в предсказаниях предков совершенно незнакомый мир с альтернативными технологиями. Именно в начале XX века велись первые жаркие дискуссии о том, как наука может изменить облик планеты.
Описывать несуществующие вещи ученые начали еще в эпоху Возрождения, вдохновляясь происходившим на их глазах расширением знаний об окружающем мире.
Самое большое наследие оставил Леонардо да Винчи.
Изучая окружающий мир, он предполагает, что и человек может летать, плавать под водой, смотреть за горизонт. Формулирует принципы воздухоплавания, набрасывает и прорабатывает идеи вертолета, подводной лодки, парашюта, водолазного костюма, танка и других вещей, которые переизобрели заново почти через 500 лет.
Американский инженер Джон Уоткинс в 1900 году в статье "Что может случиться в следующем столетии" описал систему кондиционирования и беспроводную всемирную телефонную связь, передачу цветных фотографий по телеграфу, а изображений — по проводам на экраны. Кроме того, он предсказал отказ от использования угля в домашних хозяйствах в пользу электричества, выращивание фруктов и овощей в больших теплицах, отапливаемых электричеством, скоростные электропоезда, электрические музыкальные инструменты, электрические кухонные приборы и так далее.
В 1924 году Джон Холдейн предположил искусственное оплодотворение, а Эдвард Беллами в 1888 году описал кредитные карты.
Первое упоминание
Викторианская эпоха — самая ранняя, к которой обращается ретрофутуризм. Конечно, предсказания о будущем делались и раньше — но, чтобы задеть читателя за живое, прогнозы должны хоть как-то соотноситься с актуальными мечтами и представлениями о мироустройстве.
Вот почему вряд ли найдётся фантаст, который станет черпать вдохновение в трудах Луи-Себастьена Мерсье. Однако его роман "Год две тысячи четыреста сороковой", написанный в 1770 году - самая ранняя фантастическая повесть о будущем. Автор описывает утопическое общество, которое якобы видел во сне.
Некоторые предсказания для 1770 года кажутся просто невероятными: в музейном зале оптики показывают несуществующие пейзажи (сложно понять, экраны это или голограммы), а специалисты по акустике научились воспроизводить любые звуки — для этого есть специальная машина с пружинами и рычагами. Вокруг города строят гидроэлектростанции, а улицы освещены "негасимыми лампами". В труде людям помогают машины, поднимающие грузы, а в картинных галереях любой желающий может напечатать себе цветную гравюру. Любопытнее всего выглядит местный музыкальный инструмент — "усовершенствованная гармоника", по описанию напоминающая современный синтезатор.
Рисунки
В 1910 году издательство "Villemard" выпустило серию открыток с собственными фантазиями мира 2000 года, где есть летающие пожарные и говорящие газеты.
Незадолго до Первой Мировой войны в 1914 году по заказу московской кондитерской фабрики "Эйнем" вышел цикл из восьми футуристичных почтовых марок "Москва в XXIII веке". На оборотной стороне карточки каждого вида находилась краткая аннотация к рисунку. Данные об авторе (либо авторах) рисунков и текста на самих карточках и в печатных источниках не сохранились. В 2010 году компания "Красный Октябрь", являющаяся правопреемником "Эйнема", перевыпустила данную серию.
Творчество французского художника и писателя Альбера Робида было вновь открыто благодаря его трилогии футуристических романов:
- Le Vingtième Siècle («XX век») (1883)
- La Guerre au vingtième siècle («Война в XX веке») (1887)
- Le Vingtième siècle. La vie électrique («Двадцатый век. Электрическая жизнь») (1890)
Эти работы похожи на произведения Жюля Верна (которого он считал своим учителем), но отличаются отсутствием оптимизма, а технические изобретения в них являются достоянием общественности. Предсказал появление современной военной техники (танк, линкор, авиация, оружия массового поражения (химическое и бактериологическое), видеоустройств, небоскрёбов, гипсокартона и социальные изменения (эмансипация женщин, массовый туризм, экологические загрязнения). Благодаря этим книгам считается предтечей стимпанка.
По обе стороны океана ретрофутуризм формировался независимо, но очень схожими путями: ведь технологии в мире развивались примерно одинаковыми темпами, и облик "городов завтрашнего дня" не сильно различался. В Советском Союзе оптимистичный взгляд в будущее был попросту государственной политикой: после победы, а особенно во времена хрущёвской оттепели жители СССР действительно поверили, что коммунизм не за горами, а советская наука способна справиться с любой задачей. После полёта Гагарина в космос всем казалось, что и межзвёздные путешествия уже не за горами.
Пожалуй, именно на конец 1970-х пришлось появление ретрофутуризма как такового — уже обращённого в прошлое, с ностальгической ноткой. Былая наивность обрела особый шарм: новое поколение фантастов уже успело понять, что далеко не все прогнозы сбываются так, как им бы хотелось, — но они, затаив улыбку, продолжали воспроизводить старые штампы. С тех пор закон ностальгической фантастики прост: чем безумнее и ошибочнее предсказание — тем лучше.
Кинематограф
Первым примером кинематографа считается фильм Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну", который вышел в 1902 году.
Это немая короткометражная фарсовая комедия, пародирующая сюжеты романов Жюля Верна "Из пушки на Луну" и Герберта Уэллса "Первые люди на Луне".
Среди сотен фильмов снятых Мельесом, "Путешествие на Луну" остается самым известным и момент, когда снаряд приземляется в лунном глазу, остается одним из самых знаковых и часто упоминаемых кадров в истории кинематографа. Первый научно-фантастический фильм в истории кино, а также считается одним из самых влиятельных фильмов в истории.
БОНУС
Мне удалось нарыть советский комикс, датированный 1960 годом "В 2017 году", наслаждайся
#наука #будущее #история #фантастика #СССР #искусство #Уик чертогзуолк