Найти в Дзене
Уик Чертогзуолк

Ретрофутуризм. Как в прошлом изобретали будущее.

Интро Под широкое понятие "ретрофутуризм" попадает множество разных понятий: тот же стимпанк и дизельпанк также рассказывают о "будущем, которого нас лишили". Эти жанры появились довольно поздно — только в наши дни человечество взглянуло почти на столетие назад и увидело в предсказаниях предков совершенно незнакомый мир с альтернативными технологиями. Именно в начале XX века велись первые жаркие дискуссии о том, как наука может изменить облик планеты. Описывать несуществующие вещи ученые начали еще в эпоху Возрождения, вдохновляясь происходившим на их глазах расширением знаний об окружающем мире. Самое большое наследие оставил Леонардо да Винчи.
Изучая окружающий мир, он предполагает, что и человек может летать, плавать под водой, смотреть за горизонт. Формулирует принципы воздухоплавания, набрасывает и прорабатывает идеи вертолета, подводной лодки, парашюта, водолазного костюма, танка и других вещей, которые переизобрели заново почти через 500 лет. Американский инженер Джон Уоткинс в

Интро

Под широкое понятие "ретрофутуризм" попадает множество разных понятий: тот же стимпанк и дизельпанк также рассказывают о "будущем, которого нас лишили". Эти жанры появились довольно поздно — только в наши дни человечество взглянуло почти на столетие назад и увидело в предсказаниях предков совершенно незнакомый мир с альтернативными технологиями. Именно в начале XX века велись первые жаркие дискуссии о том, как наука может изменить облик планеты.

Описывать несуществующие вещи ученые начали еще в эпоху Возрождения, вдохновляясь происходившим на их глазах расширением знаний об окружающем мире.

Наброски изобретений Леонардо да Винчи
Наброски изобретений Леонардо да Винчи

Самое большое наследие оставил Леонардо да Винчи.
Изучая окружающий мир, он предполагает, что и человек может летать, плавать под водой, смотреть за горизонт. Формулирует принципы воздухоплавания, набрасывает и прорабатывает идеи вертолета, подводной лодки, парашюта, водолазного костюма, танка и других вещей, которые переизобрели заново почти через 500 лет.

Американский инженер Джон Уоткинс в 1900 году в статье "Что может случиться в следующем столетии" описал систему кондиционирования и беспроводную всемирную телефонную связь, передачу цветных фотографий по телеграфу, а изображений — по проводам на экраны. Кроме того, он предсказал отказ от использования угля в домашних хозяйствах в пользу электричества, выращивание фруктов и овощей в больших теплицах, отапливаемых электричеством, скоростные электропоезда, электрические музыкальные инструменты, электрические кухонные приборы и так далее.

В 1924 году Джон Холдейн предположил искусственное оплодотворение, а Эдвард Беллами в 1888 году описал кредитные карты.

Первое упоминание

Викторианская эпоха — самая ранняя, к которой обращается ретрофутуризм. Конечно, предсказания о будущем делались и раньше — но, чтобы задеть читателя за живое, прогнозы должны хоть как-то соотноситься с актуальными мечтами и представлениями о мироустройстве.

Вот почему вряд ли найдётся фантаст, который станет черпать вдохновение в трудах Луи-Себастьена Мерсье. Однако его роман "Год две тысячи четыреста сороковой", написанный в 1770 году - самая ранняя фантастическая повесть о будущем. Автор описывает утопическое общество, которое якобы видел во сне.
Некоторые предсказания для 1770 года кажутся просто невероятными: в музейном зале оптики показывают несуществующие пейзажи (сложно понять, экраны это или голограммы), а специалисты по акустике научились воспроизводить любые звуки — для этого есть специальная машина с пружинами и рычагами. Вокруг города строят гидроэлектростанции, а улицы освещены "негасимыми лампами". В труде людям помогают машины, поднимающие грузы, а в картинных галереях любой желающий может напечатать себе цветную гравюру. Любопытнее всего выглядит местный музыкальный инструмент — "усовершенствованная гармоника", по описанию напоминающая современный синтезатор.

Луи-Себастьен Мерсье "Год две тысячи четыреста сороковой", 1770 год
Луи-Себастьен Мерсье "Год две тысячи четыреста сороковой", 1770 год

Рисунки

В 1910 году издательство "Villemard" выпустило серию открыток с собственными фантазиями мира 2000 года, где есть летающие пожарные и говорящие газеты.

Незадолго до Первой Мировой войны в 1914 году по заказу московской кондитерской фабрики "Эйнем" вышел цикл из восьми футуристичных почтовых марок "Москва в XXIII веке". На оборотной стороне карточки каждого вида находилась краткая аннотация к рисунку. Данные об авторе (либо авторах) рисунков и текста на самих карточках и в печатных источниках не сохранились. В 2010 году компания "Красный Октябрь", являющаяся правопреемником "Эйнема", перевыпустила данную серию.

Творчество французского художника и писателя Альбера Робида было вновь открыто благодаря его трилогии футуристических романов:

  • Le Vingtième Siècle («XX век») (1883)
  • La Guerre au vingtième siècle («Война в XX веке») (1887)
  • Le Vingtième siècle. La vie électrique («Двадцатый век. Электрическая жизнь») (1890)

Эти работы похожи на произведения Жюля Верна (которого он считал своим учителем), но отличаются отсутствием оптимизма, а технические изобретения в них являются достоянием общественности. Предсказал появление современной военной техники (танк, линкор, авиация, оружия массового поражения (химическое и бактериологическое), видеоустройств, небоскрёбов, гипсокартона и социальные изменения (эмансипация женщин, массовый туризм, экологические загрязнения). Благодаря этим книгам считается предтечей стимпанка.

По обе стороны океана ретрофутуризм формировался независимо, но очень схожими путями: ведь технологии в мире развивались примерно одинаковыми темпами, и облик "городов завтрашнего дня" не сильно различался. В Советском Союзе оптимистичный взгляд в будущее был попросту государственной политикой: после победы, а особенно во времена хрущёвской оттепели жители СССР действительно поверили, что коммунизм не за горами, а советская наука способна справиться с любой задачей. После полёта Гагарина в космос всем казалось, что и межзвёздные путешествия уже не за горами.

Пожалуй, именно на конец 1970-х пришлось появление ретрофутуризма как такового — уже обращённого в прошлое, с ностальгической ноткой. Былая наивность обрела особый шарм: новое поколение фантастов уже успело понять, что далеко не все прогнозы сбываются так, как им бы хотелось, — но они, затаив улыбку, продолжали воспроизводить старые штампы. С тех пор закон ностальгической фантастики прост: чем безумнее и ошибочнее предсказание — тем лучше.

Кинематограф

Первым примером кинематографа считается фильм Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну", который вышел в 1902 году.
Это немая короткометражная фарсовая комедия, пародирующая сюжеты романов Жюля Верна "Из пушки на Луну" и Герберта Уэллса "Первые люди на Луне".
Среди сотен фильмов снятых Мельесом, "Путешествие на Луну" остается самым известным и момент, когда снаряд приземляется в лунном глазу, остается одним из самых знаковых и часто упоминаемых кадров в истории кинематографа. Первый научно-фантастический фильм в истории кино, а также считается одним из самых влиятельных фильмов в истории.

БОНУС

Мне удалось нарыть советский комикс, датированный 1960 годом "В 2017 году", наслаждайся

#наука #будущее #история #фантастика #СССР #искусство #Уик чертогзуолк