Для начала стоить разобраться. что же подразумевается под словом «загадка». Аристотель называл загадкой хорошо составленную метафору. Это же определение можно найти в фольклоре - «выражение в переносном смысле, то есть такое выражение, которое описывает предмет при помощи его связи с каким-нибудь другим предметом, при наличии у этих предметов общего свойства». Но в фольклоре и в реальной жизни, на мой взгляд, загадки имеют достаточно узкое понятие, так как являются по большей части развлечением, способом подумать.
Философские же загадки соответственно задуманы так, что ответ скрывается в философии. К примеру, вот загадка: «Оно длиннее всего на свете — и короче. Быстрее всего — и медленнее. Самое дробное — и самое неразрывное. Его меньше всего ценят, но больше всего сожалеют о его отсутствии. Без него ничего не может быть сделано. Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа, а когда много — дает возможность вздохнуть спокойно.» Ответ - время.
Однако, по моему мнению, рассматривать только принцип и создание философских загадок неинтересно; гораздо занимательнее окунуться в вопрос о том, а существуют ли загадки в принципе? По мнению Витгенштейна, если вопрос может быть загадан, значит, на него может найтись ответ. Но что же тогда касается извечных споров философии, к примеру, самого значимого и обсуждаемого - о смысле жизни - или парадоксов по типу всемогущества, курицы и яйца, того же парадокса Ахилесса и черепахи, мифа о пещере их произведения Платона «Государство»? На эти примеры есть варианты ответа, однако, никто не знает, какой из них верный и они остаются по прежнему загадками для человечества.
И если обратиться к утверждению Витгенштейна, представленному выше, он прав: ответ может найтись. Но если рассматривать тему данной статьи, то он не является до конца верным: загадки существуют, пока есть те, кто не знает ответ на них. Антоним слову «загадка» естественно «отгадка» или «разгадка», что логично, но если немного порассуждать и представить, что такое «разгадка»? Разгадка - это знание верного ответа, знание правды. И если в обычных загадках всегда есть верный ответ, то почему Витгенштейн считает, что в философии позволительно знать только примерные ответы на существующие загадки, что означает, не иметь по сути знания правды, верного ответа? Достоевский считал, что «человек – это загадка, сотканная из противоречий Добра и Зла, и двух начал: божественного и дьявольского, которые борются между собой.»
Даже если отойти от философии, то сколько нераскрытых загадок в истории? Сколько всего не изучил человек, начиная с самого себя и заканчивая теми 98% океана. Сколько существует конспирологических теорий про исчезновения людей, неизвестных древних вещах и тому подобного; это и есть загадки, загадки человечества.
Но если углубиться дальше и принять версию, что загадка не является загадкой, если есть хоть кто-то, кто знает ответ, то обратимся к пантеизму, которые не верят в личностного антропоморфного бога или Бога-Творца, а убеждены во Вселенной, что, грубо говоря, отождествляет в себе бога и святость природы, всеобъемлющее единство. Верить во Вселенную мне нравится больше. Так вот, допустим, Вселенная имеет в себе разгадки на все существующие и будущие существовать вопросы. В этом случае, можно сказать, что загадок не существует, так как разгадки все равно где-то есть.
И даже если рассматривать утверждение, что загадок не существует, потому что на них есть ответы - даже если загадка не будет называться загадкой, то это все равно останется утверждением или теорией на которую нет ответа - если опять же не верить, что какие-либо высшие силы имеют отгадку, что чистейше основывается на вере - поэтому нет смысла в данном высказывании про отсутствие загадок. Да и что впрочем есть отсутствия или иными словами «ничего»? Есть теория, что «ничего» не существует: входя в пустую комнату, вы скажете:«В ней ничего нет.», но как же стены, пол, потолок и, допустим окна? Или представляя отсутствие цвета, большинство представляет черным или что-то вроде серого, что тоже неверно. Так как мы можем утверждать, что чего-то не существует?
Мне хочется верить, что ответы на все загадки существуют. Но вопрос в другом – узнаем ли мы их когда-нибудь? И поэтому я не согласна с мнением Витгенштейна, потому что основываться только на вере и неопределенности, что если вопрос загадан, значит может найтись и ответ на него, также, как и следовать слепой вере. Можно придумать множество ответов, но почему-то всем всегда интересна правда и поэтому столько в мире конспирологических теорий о том, что же на самом деле верно. Все в нашем мире может быть одной большой загадкой, потому что людям свойственно ошибаться. Раньше считали Землю плоской, и основоположниками этой теории были Левкипп и Демокрит, известные древнегреческие философы. Они просто основывались на фактах, которые им известны, и когда выяснилось, что Земля – геоид, никто не осудил этих философов за незнание. Так и в нашем современном мире мы может ошибаться во многих сферах, но это единственное, что остается, чтобы дать жизни и остальному смысл и объяснить все, что нас окружает. Поэтому, загадок может быть даже больше, чем мы думаем.