Мы привыкли считать себя венцом творения, и когда кто-то пытается сказать нам, что это не совсем так, мы прямо-таки оскорбляемся и начинаем доказывать, что эй, вообще-то мы изобрели колесо, лук, земледелие, города, компьютеры, эти ваши интернеты, искусство, культуру, науку, и вообще во всем преуспели, нежели эти шерстяные мешки с костями, которые только и думают, как бы пожрать и продолжить свой род. Надеюсь, вы так всерьез не думаете. И да, мы с вами говорим о второй, прочитанной мной книге Франса де Вааля, название которой вынесено в заголовок поста. Напомню, что де Вааль приматолог, посвятивший жизнь изучению братьев наших меньших и если первая прочитанная мной его книга Истоки морали была полна разных отстраненных рассуждений о религии, нравственности и прочем, то здесь все четко и по делу. Мы не будем сейчас останавливаться на самом вопросе, потому что это породит обязательные войны в комментариях, поэтому я вам советую просто прочитать эту книгу, чтобы все встало на свои места. Распознают ли животные лица своих сородичей? Строят ли планы на будущее? Как они используют орудия? Как построена социальная структура обезьяньих сообществ? Правда ли, что обезьянка видит обезьянка делает, и почему это так важно и еще кстати, интересный вопрос, сильно ли мы в этом от них отличаемся? Вы получите в книге ответы на эти и другие вопросы, а еще узнаете о том, как животные обучаются и зачем им это надо, как сотрудничают между собой и с человеком, как менялись представления о разуме живых существ от бездушных автоматов, руководимых инстинктами, до обладающих сознанием полноценных членов их животного общества. Книга написана в жанре, скорее, воспоминаний ученого о собственном опыте и опыте коллег, в виде даже, если можно сказать, сборника рассказов, подкрепленных научными фактами и ссылками на источники, а не пересказываем статей с пабмеда простым языком. Читается легко, особых знаний не требует, расширяет границы вашего мировоззрения довольно широко. С авторскими рисунками! Весьма рекомендовано к прочтению.