Анализ и тренды
В современном мире креативные отрасли имеют решающее значение для европейской экономики: в 27 странах ЕС в них занято около 20 миллионов человек (около 7% от общей занятости всего лишь шести европейских и трех стран тихоокеанского региона), по данным статистического отчета Deloitte. Работа этих творческих секторов важна не только с экономической точки зрения, но и с культурной для продвижения самобытности и ценностей каждой страны.
В более долгосрочной перспективе креативная экономика, вероятно, станет ключевым драйвером экономического роста, поскольку правительства всего мира стремятся восстановить свою экономику после спада, связанного с Covid-19.
Такая тенденция идет также и из полученных показателей ВВП в корреляции с ростом сектора креативных индустрий. Например, Англии (данные официального портала КИ), с 2010 года ВДС увеличилась более чем на 43%, или более чем в два раза быстрее, чем вся экономика Великобритании, что повлекло мультипликативный эффект на рост доли занятости в КИ, а также на положительный отклик местного населения в части освоения бюджетных средств.
Разумно ожидать, что этот сектор вернется к своей долгосрочной тенденции роста быстрее, чем экономика в целом, так как, например, реклама быстро восстановится вместе с экономикой в целом, а другие источники дохода будут более устойчивыми. По прогнозам Deloitte, к 2030 году креативная экономика может вырасти на 40%, добавив более 8 миллионов дополнительных рабочих мест. Следовательно, значение креативных индустрий для общих экономических показателей, вероятно, будет расти.
А что у России?
У России же имеется очень серьезный творческий потенциал для развития креативной экономики, который используется не в полной мере (например, по данным UNCTADStat, доля экспорта креативных товаров в РФ сокращается; а если говорить о развитии грантовой и государственной поддержки, то по международным данным EUNIC на территории РФ зарегистрирован только один творческий кластер – главный инфраструктурно-стратегический компонент развития креативных индустрий по данным The Economist.ru – в Москве, который следует исключить из аналитической выборки, так как по статистике ВВП Москва является скорее мировым, чем российским игроком в этой сфере).
Обращу внимание, что недавно, в июне 2021 года, Министерство культуры России представило на общественное обсуждение законопроект, позволяющий создать условия для развития креативных индустрий, что также стало импульсом дальнейшего развития.
Сравнительный анализ
Согласно исследованию Центра городских компетенций АСИ, текущие оценки вклада в ВВП — 4,37%, или 4,8 трлн руб., наибольший вклад креативные индустрии вносят в региональную экономику Москвы (19,8%), Санкт-Петербурга (12,6%), Тюмени (9,6%), Иваново (12,3%). В межстрановых сравнениях доля креативных индустрий в РФ выглядит (с аналогичной методикой оценки) существенно выше среднемировой (2,6%) и сопоставимой со средней по США (4,5%). Отрыв от средних по Восточной Европе показателей явно связан с высоким развитием IT в России и с концентрацией креативных индустрий в крупных мегаполисах — Москва и Санкт-Петербург в числе крупнейших городских агломераций Европы, с ними конкурируют за занятых в секторе в первую очередь Лондон и Берлин.
Такая статистика и аналитика свидетельствует о необходимости детального стратегического анализа и последующей трансляции зарубежных трендов и моделей развития креативных индустрий (Германия, Финляндия, Великобритания, Китай, Франция, Италия, Испания, Япония и Южная Корея).
Бенчмаркинг
Такими кейсами могут стать следующие: в Германии разработана концепцию GoDigital, которая заключается в диджитализации площадей, в Лиссабоне – программу цифрового управления с искусственным интеллектом и цифровыми технологиями, в Великобритании – план трансформации в единое креативное пространство, в Финляндии – стратегию модернизация площадей ВУЗов под нишевые нетворкинг-проекты, создание старт-ап бизнес-инкубаторов креативных проектов, коворкинг-пространств и акселераторов – в Париже, создание сервисных центров культурных инноваций и международного сервисного центра оказания услуг в области культуры – в Китае; нишевая модернизация площадей ВУЗов и brownfield-урбанистика – в Финляндии, обеспечение площадей доступной зеленой средой и сохранение эко-устойчивости и биоразнообразия – проект инфраструктурного развития Sentilo в Барселоне, программа развития инновационного предпринимательства RIE2020 и кластеризация игорного бизнеса – в Сингапуре и др.
Предложения
Создание международного креативного хаба, отвечающего за развитие культурных инноваций и оказывающий услуги в области культуры с целью создания платформы для творческих профессиональных обменов и комплексного совершенствования системы сервисов в технопарке.
В числе задач хаба будет повышение привлекательности города для иностранных высококвалифицированных специалистов, улучшение деловой среды, продвижение международной торговли и культурного многообразия.
Blueprint для креативного хаба
Проект Art + Tech Encounters
Мероприятия по включению художественного мышления в разработку новых технологий, давая толчок диалогу между художниками, технологами и политиками. Серия ежемесячных бесед с целью собрать вместе художников и технологов, ученых и исследователей из России и Европы для диалога о потенциале и необходимости междисциплинарного сотрудничества и исследования, может ли художественное мышление очеловечить технологии, повлиять на процессы проектирования и предвидеть разрушительные воздействия.
Создание Shared IP
Совместно с Ростуризмом и Министерством культуры для креативных индустрий Санкт-Петербурга, возможно дальнейшее разрастание региональной сети кластеров на основе идентичности.
Международные программы
1.Прикрепление к европейским программам трансграничного сотрудничества, обмена и «путешествия» событий.
2. Vr-way событие для привлечения и обучения молодежи (совместно с ВУЗами).
Инвестиции
- Инвестиционный проект «креативных цепочек поставок» с использованием игровых платформ при создании новых фильмов и сериалов.
Дополнительно:
- Создание Новостного центра креативных индустрий.
- Проведение биеннале креативных индустрий в городе.
- Создание рабочей группы по урбанистике в Санкт-Петербурге.
- Создание городской сети тандемных резиденций и мастерских по профессионализации, ассесмент-центров развития и формирования компетенций.
- Создание Биржи исполнительского искусства.