Найти в Дзене
Месье Бри

Чем кофемашина отличается от человека?



Кажется, что странный вопрос, но кажется, что мы часто путаем людей с кофемашиной.

 ⁃ Серёг, сейчас машина с товаром приедет, мы там две лишние коробки заказали, не принимай их, верни водителю.

 ⁃ Ок.

Через час.

 ⁃ не понял, а почему тут на две коробки больше, ты чего, все принял?

 ⁃ Ой, да.

 ⁃ Ну я же тебя просил.

 ⁃ Да блин, забегался, закрутился, из головы выпало.

Что мы дальше обычно думаем:

 1. Безалаберный Серега

 2. Учись правильно формулировать свои мысли.

 3. Хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай сам.

 4. Меня окружают идиоты.

Выводов множество, но их объединяет одна ошибка. Когда я говорю Сергею про коробки, то я уверен в 2-х вещах:

 1. Я сказал Сергею про коробки

 2. Сергей услышал о коробках.

И вот тут и происходит великая путаница, потому что так взаимодействовать можно только с вещами, например с кофемашиной.

У меня в офисе стоит кофемашина, там все просто - налил молоко, поставил чашку, положил капсулу, нажал на кнопку. Две минуты и напиток бодрости готов. Если все условия четко соблюдены, (молоко, кофе, вода), то с огромной долей вероятности нажатие на кнопку приведёт к появлению кофе в стакане.

Но такая схема не работает с людьми. Нет у нас кнопки для гарантированного результата. А почему? Да потому что мы люди! У каждого из нас есть бесконечное количество причин сделать то или иное действие - настроение, ум, погода, уровень глюкозы в крови, воспоминания о том как провёл выходные, мысли о разных вещах, в конце концов то, чему обучали нас родители. Что может сделать Сергей на просьбу «не принимать коробки»? Да все, что угодно - он может их принять, может не принять, ему может позвонить жена и сказать, что ребёнок заболел, и ему нужно срочно ехать домой, он может подраться с водителем, а может закрутить с ним роман. У него есть сотня, если не тысяча вариантов что-то сделать.

Но мы упорно продолжаем говорить друг с другом, как с кофемашинами, пытаясь найти ту самую кнопку для гарантий. Мы даже завели корпоративные почты и чаты, чтобы все что "по работе" писать туда, дабы тыкнуть потом сотрудника носом в переписку.

А потом начинается

"Я же тебе говорил"

"Ты же сказал, что все понял"

"Ну сколько можно повторять одно и тоже"

Мы верим искренне и рьяно, что человек это предмет, коммуникация с которым подчиняется физическим законам. Если я толкну бильярдный шар, то он покатится. А человек? Нет, человек может и по лицу дать за такое. Но нам очень хочется в это верить, и мы находим этому подтверждения каждый день.

⁃ Дорогая, дай мне сахар.

 ⁃ Держи, дорогой.

Я верю, что она мне дала сахар, потому что я ее попросил. Но нет, сахар у меня не потому что я ее попросил. Может быть это воспитание, хорошее настроение, желание позаботиться о другом человеке. Уверен, что есть пары, где на просьбу "подай сахар" в ответ прилетает "а че, сам взять не можешь?".

Но почему нам так нравится путать людей с кофемашинами? Потому что это заблуждение рождает предсказуемый мир. Мир, где понятно как и что нужно говорить, чтобы получить желаемое, а когда схема не срабатывает, то мы элегантно подставляем туда такие слова как "безответственный", "плохое настроение", "неуважение", "ну мы в такой стране живем" и так далее.

Есть ли лекарство от такого заблуждения? Конечно, он есть, но такую штуку нужно тренировать. И звучит эта штука очень просто "Давайте видеть в человеке человека". Давайте видеть в официантах не функцию по доставке еды, а живого человека, в Сереже видеть не тележку для переноса коробок, а живого человека, в таксисте видеть не навигатор, а живого человека. Мысль о том, что перед нами не функция, а человек может привести нас в очень неожиданные и интересные места. Поверьте, каждый из нас хочет быть человеком, и когда мы видим, что это видят в нас, то мы ведем себя сразу по-другому, более дружелюбно, открыто. Человек, который одет как официант неожиданно может порекомендовать интересное блюдо, человек, которые крутит руль поставит приятную музыку, человек, который носит коробки может посоветовать как лучше устроить склад, чтобы не тратить лишние деньги. Сразу напишу, что это сложно, но реально. Это тема доверия, не сколько к окружающим людям, сколько к самому себе.