МТКС СССР, как символ и задел на будущее.
Мы все помним советскую космическую программу многоразовой транспортной космической системы (МТКС). Судьба ее драматична не менее судьбы орбитальной станции "Мир", затопленной в Тихом океане. Разница лишь в том, что если вторая отработала три своих срока, то космический челнок сделал лишь одни полет, подняв планку технического уровня на совершенно новую высоту. И надолго опередив свое время. Обладая возможностью работы в автоматическом режиме, российский челнок был более технологичным и совершенным, чем американский собрат, поставив одним своим полетом, сложную задачу перед американской пропагандой умалить этот космический скачок.
Насколько мне известно, есть 2 главные причины, по которым, "Буран" сделал лишь один полет.
1. Он "родился" перед печальным концом Советского Союза, глобальным предательством его элит (свой единственный полет он совершил 15 ноября 1988-го.)
2. ввиду уникальности и дороговизны проекта и полета в целом. Беспилотная посадка, отсутствие токсичного топлива, горизонтальные летные испытания, авиатранспортировка баков ракеты на спине специально созданного самолета. Ведь именно эта программа родила "Мрию".
Но прогресс не стоит на месте. Новые технические решения, совершенствование двигателестроения, применение новых материалов, со временем предполагают удешевление, более изящные и менее дорогостоящие решения и возможности.
Ведь в чем то, советский "Буран" был самым технологичным и совершенным творением на Земле, опережавшим возможности применяемых материалов, выжимая из последних максимум.
И это логично, что рано или поздно, о "Буранах" вспомнят. О брошенных аппаратах, брошенных своими "создателями" в печальных локациях реликтовых степных миров. Ветшающих, и так и не насладившихся сполна мощью своих водородных сердец.
Так или иначе интерес России к изделию "Буран" проявился. Но тут же натолкнулся на казахские реалии. В виде какой-то странной компании под названием «Ракетно-космическая корпорация Байконур» родившаяся в странных пертурбациях каких то странных более ранних юридических лиц, бывшей "Аэлиты", и более ранних. Вообщем, вот теперь этот человек - собственник одного из "изделий" (второе погибло там же во время обрушения корпуса во время ремонта, что, по видимому не заботит нашего степного героя, но именно это, по-видимому и стало отправной точкой для разбирательств).
Не ожидайте, что этот потомок кочевника как то связан с космосом. В нем и казахский национализм, и спорт, какие-то просветительские программы, и куча имиджевых мероприятий, об истории чингизидства, на чем помешан сейчас казахский социум, какие-то проекты, фильмы и Бог знает что еще. Муса Даурен ведет публичную медийную жизнь, и видимо хамовитые выпады в сторону российской космонавтики, это тренд, который наряду маргинальными языковыми патрулями, сейчас на пике социального запроса общества на фоне общего роста русофобии в Казахстане. Забавно, так же, слышать упреки в коррупции от представителя Республики Казахстан. От его пространных рассуждениях о батырстве и биях, чести и достоинстве несет нафталиновой пылью средневековых ориентиров, и калькой современной школы пропаганды, адаптированной под азиатский менталитет.
Он запросил у России за "Буран" голову Кенессары -хана.
Здесь стоит сделать небольшое историческое отступление. Казахи, (кстати во времена Российской империи они назывались Кыргыз-кайсаки) представляли собой социум основывающийся на родо-пленных отношениях. У номадов современного Казахстана существовали (они и сейчас существуют в их социуме) три крупных объединения племен - жузы. Аналог архаичных индийских каст. Старший жуз - албаны, дулаты, жалайыры, шапырашты и др. Средний жуз - аргыны, кипчаки, найманы, керей и др, и младший - алимулы, байулы, жетыру и др. Вот так выглядел этот кочующий этнос, приблизительно занимая следующие территории.
Политическая обстановка трехсот-четырехсотлетней давности в степи была довольно сложная. Это были беспрестанные войны номадов одних с другими, с разорением селений, набегами, уничтожением населения, грабежами и работорговлей (когда тюркский мир был другим?), предки современных казахов воевали с башкирами, с кыргызами. Тяжелая война с ойратами и не менее тяжелая с джунгарами, которые в 1683 году нанесли казахам ряд жестоких поражений, и только война на два фронта с Цинской империей спасала казахов, терявшие земли одни за другим. Этот период в казахской истории назывался "Годы великого бедствия"(1723—1727 гг.). Казахские жузы один за другим признавали вассалитет от джунгар.
Выход был очевиден. Казахам для сохранения себя как общности был нужен сильный союзник. Им стала Россия. Сначала прошение к Анне Иоановне о подданстве подал Средний жуз в лице хана Абулхайра и его сыновей Нуралы и Ералы в 1730 году, и их просьба о включении Младшего жуза в состав Российской Империи была удовлетворена указом императрицы от 19 февраля 1731 года.
Фактическое принятие в состав Российской Империи Старшего и Среднего жуза растянулось по времени, благодаря отдаленности территорий и сложной политической обстановкой в степи и принимал их прошение, если не ошибаюсь Александр I.
И этот союз оправдал себя. В 1860 году объединенные русско-казахские войска разгромили войска Кокандского хана под Узун-Агачом, и освободили земли Старшего жуза. Россия смогла обезопасить от набегов джунгар и и умерить китайские интересы на землях казахов.
Но, видимо теперь в Казахстане в тренде другая история. И массам нужны иные герои.
Такие как Кенессары-хан. Он почитается казахским национализмом как лидер национально-освободительного движения казахов в 1837-1847 году. Когда Россия помогла сохранится казахам как народу, приняв их жузы в подданство, а земли Старшего жуза были еще под Кокандским ханством, этот частью казах, частью джунгар (помним, сколько претерпели от джунгар казахи) воевал против России и казахов обратившихся к России для отражения внешней агрессии. Начав свою борьбу буквально через несколько лет против тяжелейшей борьбы казахов с джунгарами.
Известного историк Е. Бекмаханов писал: “… казахский народ, долгие годы стоявший перед альтернативой - быть ли подчиненным царской России или среднеазиатским ханствам, - избрал первый путь. Выбор этот был сделан в обстановке острой политической борьбы внутри казахского общества лишь после того, как исчезли последние надежды отстоять свою государственную независимость”.
И я вот размышляю, если бы казахи приняли решение все таки присоединиться к Кокандскому ханству, стал ли Казахстан - космической державой. Даже формально, как сейчас? И стал ли вообще независимым государством?
Закончил он плохо. Проведя много бандитских вылазок, и чиня расправы над русскими и казахами не желавшими присягнуть ему в его "предприятии", (показательно поголовное, за одну ночь, уничтожение более 500 аулов жаппасов, которые ранее были союзниками Кенессары) он долго терроризировал земли , разоряя и сжигая аулы и осаждая крепости, пока он не сцепился с киргизами, пытаясь видимо втянуть их в антирусское движение, и они, видимо и пресекли его существование. А голову якобы отправили в Омск. Но большинство специалистов-историков, считают это мифом., Да, у тюрок есть некая мания насчет краниоотделения. Турки до сих пор хранят голову сербского военачальника, героя Косовской битвы Лазаря Храбеляновича и отказывают в возвращении. Но то - турки. И даже если бы такое было в отношении Кенессары - хана, скорее всего, его голову просто предали земле по общепринятому христианскому обычаю. Хотя были в Кунсткамере разовые исключения.
Если конечно голова действительно существовала.
Вот такой подучился странный "замес" по обмену. Череп о существовании которого ничего не известно, но который так нужен казахам, на "Буран", который известен, каждому и нужен России даже как символ. Оба артефакта для каждого имеют ценность. Отражающую, как мне кажется цивилизационные приоритеты. И понятия о героизме, батырстве, и чести предков, о которых так много и хорошо говорил Муса Даурен. Впрочем, после того, как в Казахстане героями становятся колаборационисты работавшие на нацистскую Германию, я уже ничему не удивлюсь.
Что дальше?
Но мы - соседи. Наши пути разошлись. И нам нужно жить дальше. Я знаю, что Муса не прочтет мои слова, но если бы это было возможно, я просто сказала бы ему следующее.
Муса, мы давно независимые страны. Мы не враги, но и друзьями никто не заставляет нас быть. У каждого у нас, - свои жизненные приоритеты. У вас - чингизидство и ностальгия по кочевничеству. У нас - наука и космос. Долгое время Россия помогала своим соседям, отстраивая им дороги, города, школы, двигая науку и технику, медицину, и технологии. Мы ничего не просим взамен или обратно. Но неужели просто нельзя один раз пойти навстречу соседу. И отдать ему то, что сделано когда-то было им, но оставлено в эпоху "большого дележа", во времена наших, российских "Годов великого бедствия" (русских Ақтабан Шұбырынды)? К чему эта клоунада с мощами? Ведь никогда Казахстану "Буран" не будет нужен. И символом чужое стать не может.
Будьте мужчиной, назовите цену, если желание заработать так сильно. Казахстану не нужен "Буран", и Вы это знаете.
У России свои приоритеты и мечты
У Казахстана - свои. Все, что вы хотели.
И память о главном Чингизиде.
Зачем номадам космос?
Спасибо за прочтение, Возразите или поддержите "лайком". Подписывайтесь на канал, оставайтесь с нами. Впереди будет много интересного.
Всегда с Вами. Ваша Алич.