Давняя история, вспомнил как-то. На рубеже 1980х-90х годов нас ошарашили историческим открытием (вообще-то тогда было сделано огромное количество таких открытий, но я об одном).
Вдруг оказалось, что в 1917-м году Ленин со товарищи приехал в Россию из Швейцарии по приказу высшего военного командования Германии. Или самой главной её разведки. Целью акции было уничтожение России. Группе заговорщиков было приказано сделать то, с чем за 3 предыдущих года не смогла справиться огромная военная машина Германии. Ленин взял под козырёк, сказал "Есть!" и отправился выполнять приказание. И успешно его выполнил!
За последующие 30 лет эту историю повторили такое количество раз, что она воспринимается уже как исторический факт. При этом особое внимание уделяется тому "факту", что Ленин со товарищи ехал в пломбированном вагоне. Это обстоятельство представляется самым ужасным во всей этой истории. С него и начнём.
Прежде всего. У Швейцарии ведь нет границы с Россией, ни выхода к морю. Самолёты тогда вообще-то были, но для такого путешествия не годились. Поэтому надо было ехать на поезде транзитом или через Германию, или через Францию, а потом ещё морем.
Для чего надо было вагон пломбировать? Разве недостаточно было просто запереть все двери на замок? В вагоне они, как будто, хорошо запираются. Никто никогда этого не объяснил.
Как это можно сделать? Поясняю. Нетрудно себе представить вагон с опломбированными дверями по бокам. Но ведь есть ещё две двери - с торцов. Если их тоже опломбировать, то весь поезд будет разделён на две изолированные части. Как проверять билеты, паспорта на границе ? А если их не пломбировать, то можно перейти в соседний вагон, а оттуда уже куда угодно.
Помогаю - пусть этот вагон будет в поезде последним. Тогда для бригадира поезда и пограничников только он и будет недоступным. А им кайзер лично всё объяснил. Допустим.
Это самое пломбирование порождает ещё одну проблему. Каким образом Ленин получил этот приказ Германского командования? Именно наличие опломбированного вагона исключает возможность сделать это на территории Германии. Кто-то из германского командования специально приехал в Швейцарию, разыскал там Ленина, приказал ему это сделать.
Я уже упомянул про другие вагоны в поезде - а ведь в них тоже люди ехали. Человек 500. Они ведь тоже пересекали границу, но им не нужно было покровительство высшего руководства Германии. И поезд ходил регулярно, каждый день перевозя по 500 человек через границу в обоих направлениях. Все они ( ну, не по первому требованию, требовалось что-то оформить) получали визу.
И только у Ленина какие-то проблемы. Без кайзера их не решить. Если его фамилия чем-то кому-то не угодила, то сделать новый паспорт для него было пустячком. Кстати, он вовсе и не Ленин, раз уж вспомнили.
О других пассажирах. Напомню, что Швейцария в той войне не участвовала. Поэтому с Германией у неё были относительно нормальные дипломатические, торговые и иные отношения. Получить визу вовсе не было проблемой.
Если бы он попытался выехать из Швейцарии в соседнюю Францию, то вот там-то он был бы немедленно арестован и доставлен в Россию. Если бы дознались, конечно. Про липовый паспорт я уже упоминал, но риск всё равно есть.
Другое дело - Германия. Там если бы и дознались, то всё равно не стали бы выдавать его Временному правительству. Именно потому, что были с Россией в состоянии войны. Ленин при таком конфузе не мог бы считаться военнопленным, так как не был военнослужащим. Его просто отправили бы обратно в Швейцарию.
Далее. Пересекли швейцарско-германскую границу, проехали по территории Германии, а дальше ? Дальше - не граница, а линия фронта. Через неё-то как? Ах, не в Россию , а в Финляндию? А туда как? Поезда по морям-океанам ходить не умеют и сегодня. К тому же Финляндия в то время была частью Российской империи. Тоже в состоянии войны, значит.
Этот вопрос в новой (1990 года) редакции освещён как-то скомкано, невнятно. Много разговоров только про пломбированный вагон. (Вроде как через линию фронта в этом пломбированном вагоне пробился). Зато в прежней, советской, версии этому вопросу уделялось основное внимание. Потому, что вот это была действительно, проблема.
Из Германии большевики на немецком гражданском пароходе приехали в Швецию. Которая, как и Швейцария, не участвовала в войне и у неё с Германией были (ну, почти) нормальные дипломатические, торговые и другие отношения по нормам мирного времени. Таким образом, визы у большевиков для Германии были транзитными, что в таких условиях даже упрощает дело. Например, не надо придумывать цель поездки. То есть цель- транзит, коротко и ясно.
И вот тут-то, на шведско-российской границе, перед Лениным действительно, возникла проблема. (Напомню, что Финляндии, как суверенного государства, тогда ещё не было. Так что это была граница с Россией). А в России Ленин объявлен в розыск, его фотки на каждом столбе висят. Поэтому границу Ленин пересёк в паровозе, прикинувшись кочегаром. Так в советской версии.
Теперь - факты, которые никто (пока ещё) сомнению не подвергал.
1907год - Ленин со товарищи сматывается из России: здесь он теперь в розыске. Катается по Европе, пишет "письма из далека" в Россию , которые всё меньше находится охотников читать. Война (1914) застаёт его, между прочим, в Австрии, которая вместе с Германией сразу начинает воевать против России.
Ленина арестовывают по подозрению в шпионаже в пользу России, но уже 6.08.1914, т.е. через неделю, выпускают, и он уезжает в нейтральную Швейцарию. Этот эпизод показывает, что очень немного он рисковал в 1917-м, когда ехал по Германии.
27.02(12.03) 1917 Николай 2 отрекается от престола в пользу его брата Михаила. Михаил, однако, власть не принимает и отказывается от неё в пользу Временного правительства. Это же до какого состояния надо было довести страну, что один царь от неё отказался, а другой брать не хочет!
И согласились, наконец, какие-то авантюристы, и то временно. Фронт разваливался, в стране разгуливали дезертиры, почти не скрывая своего положения. Ленин приезжает 3(16).04 .1917. Он, таким образом, не имел никакого отношения к отречению царя от престола и к развалу страны. Принял вот такой бардак де-факто. Впрочем, пока ещё не принял.
Таковы факты, которые никто никогда не оспаривал.
#ленин #ссср #революция 1917 года #история ссср
Кто был такой Ленин в тот момент? Да НИКТО! На каком таком основании германское командование могло надеяться хоть на мало-мальски нужный им результат? И зачем Ленину стараться для Германии? У Николая 2 хоть кузен - кайзер Германии. А Ленину-то какая радость? ( Если бы он всё развалил и смылся, тогда понятно. Но ведь не смылся!)
============================================================
Вскоре после опубликования получил очень любопытный комментарий, который теперь решил вставить в основной текст.
Верно подмечено, да только я в этом не виноват!
Получается: вагон пломбировали, пломбировали, да так и не опломбировали.