Материал подготовлен по результатам III научно-практической конференции, проводимой КГИОП в Санкт-Петербурге. Мероприятие закрытое - вы не найдёте ни одной ссылки на него в интернете, так как приглашения принять участие в конференции рассылаются КГИОПом строго по реставрационным организациям, учреждениям культуры, содержащих сады и парки, а также органам охраны объектов культурного наследия. Это некий обмен опытом между узкопрофильными специалистами.
Тем не менее, с темами докладов, представленных в данной публикации ниже, было бы интересно и полезно ознакомиться не только ландшафтным архитекторам и реставраторам ландшафтов, но и простым людям, неравнодушным к садово-парковому искусству, садоводам-любителям, студентам профильных образовательных учреждений.
Я считаю, что данная конференция должна иметь особое значение для инженеров, задействованных на проектных работах по благоустройству для расширения собственного кругозора в вопросах выбора малых архитектурных форм и грамотного их использования в объёмно-пространственных композициях проектируемых ландшафтов.
Конференция проводилась 15-16 сентября в Конюшенном корпусе Елагина острова. Открыл мероприятие заместитель председателя КГИОП Михайлов Алексей Владимирович.
В приветственной речи к коллегам он отметил важность события для ландшафтно-архитектурного сообщества и передал слово Ермакову Андрею Михайловичу - руководителю Управления министерства культуры РФ по Северо-Западному федеральному округу, который в свою очередь обратил внимание слушателей на то, что изыски в малых архитектурных формах (далее - МАФ), исторически оправданные, могут позволить себе только те балансодержатели исторических садов и парков, у кого для этого достаточно объема финансирования бюджетных средств, либо средств, получаемых от коммерческой деятельности. Основная задача профессионального сообщества, подчеркнул он, сохранить уникальную особенность МАФ.
Генеральный директор Союза реставраторов Санкт-Петербурга, Карпакова Ольга Юрьевна, пожелала хорошей работы. "Санкт-Петербург, - сказала она, - занимает особое место в истории ландшафтной архитектуры; когда развивается история и реставрация, малым формам необходимо уделять внимание".
Селезнёв Павел Андреевич - директор СПб ГБУК "Музейно-досуговый комплекс "ЦПКиО имени С.М. Кирова" - завершил водную часть мероприятия словами: "... Очень много садов и парков пострадало после Великой отечественной войны. В парках, в которых смогут сохранить малые формы, исторические деревья подходят к концу жизни и требуют внимания...", и предложил инициировать совместные совещания животрепещущих вопросов, некий мастер-класс от прокуратуры и следственного комитета.
На правах модератора конференции заместитель председателя КГИОП, Михайлов Алексей Владимирович, объяснил, почему тема МАФ была выбрана для мероприятия:
- меняются требования к МАФ;
- появляются не только новые материалы, но и новые разработки;
- не всем жителям нравятся воссозданные МАФ.
- "Что делать? Говорить о более радикальном приспособлении и менять формат? Лукавство перед историей, если делать исторические МАФ из аутентичных материалов?" - задал он вопрос, таким образом предложив докладчикам попытаться найти ответ при их выступлении.
В нашей статье освещены 17 докладов.
1. «Малые архитектурные формы парка Монрепо: исследования и реставрация»
Смирнов Александр Михайлович, директор ГБУК ЛО «Историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо».
В парке заканчиваются работы по восстановлению МАФ. Не смотря на свою уникальность, парк отличается о всех известных - это глубоко личное место хозяина усадьбы Петра Ступишина, владевшим имением с 1760 по 1782 год и последующих. Ведь суровость скал и взаимодействие леса делает парк Монрепо пространством для уединения, раздумий и созерцания.
Именно поэтому внедрение МАФ в пейзаж парка происходило точечно, подчеркивая эту ситуацию. А видовая точка - это то самое, что связывает человека с природой.
Историческая память для жителей Выборга - это последние 70 лет. Восстанавливать историческую память посредством МАФ.
Зафиксированы многочисленные случаи вандализма в период ВОВ, когда на территории парка был развернут полевой госпиталь. Деревянные беседки использовались на дрова для обогрева.
После войны в парке появляются кофейные павильоны и скульптуры никак не относящиеся к планировочной структуре.
С 2012 года ведутся реставрационные работы в парке Монрепо. Генеральный план развития парка разработан в 1804 г. Это был единственный документ, на что могли опираться реставраторы.
В период восстановительно-реставрационных работ было удалено 1700 деревьев-угроз, в том числе и старовозрастные, которые не вписывались в планировочную структуру парка. В результате работы были открыты новые видовые точки, произошло переосмысление пространства.
На вопрос главного специалиста КГИОП, Реймана А.Л., почему в проекте не предусмотрено восстановление деревянных малых архитектурных форм, директор парка Монрепо и археолог по образованию Смирнов А.М. пояснил, что реставраторы не обладали точными сведениями, где должны были находится эти МАФ до Великой отечественной войны; современные археологические отчеты не содержат необходимой информации, возможное нахождение МАФ не отрисовано, не привязано к месту.
2. «Малые архитектурные формы дворцово-паркового ансамбля Елагина острова»
Голованкова Анна Сергеевна, главный хранитель парка СПб ГБУК «Музейно-досуговый комплекс «Центральный парк культуры и отдыха имени С.М. Кирова».
С 1822 года комплексная реставрация МАФ проводилась в 2003 году. МАФы подробно изучались. Это решётка собственного сада, ворота, львы чугунные на лестнице во дворе, вазы и др.
Они искуссно вписаны в окружающий ландшафт. Завершается реставрация павильонов.
Анна Сергеевна рассказала как происходила реставрация каждой МАФ, и что больше всего они страдают от посетителей.
"Важно рассказывать о реставрации и не утаивать это всё", - подитожил Михайлов А.В., - "а то скажут, что занимаются ерундой и не дадут финансирование".
3. "Реставрация и приспособление Увеселительного сада Усадьбы Останкино (липовые шпалеры и берсо, сохранение старовозрастных деревьев)"
Самухина Екатерина Борисовна, заместитель генерального директора АО «Институт экологического проектирования и изысканий»,
Байрамова Варвара Федоровна, старший преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры Института ландшафтной архитектуры, строительства и обработки древесины СПб ГЛТУ им. С.М. Кирова.
В рамках проекта были проведены большие историко-культурные исследования. Это было не просто: со дня основания усадьбы хранителя как такового не существовало - хозяйство было разгромлено между разными собственниками.
ГОСТы и др. регламентирующие документы относят шпалеры и берсо к МАФ наряду со стендами и арками и не уделяют шпалерам особого внимания - проблема классификации берсо и шпалер.
Шпалеры и берсо изучались по историческим материалам - иконографическим планам. Многие вещи на протяжении жизни объекта переделывались и не документировались. Современным языком - исполнительная документация не выполнялась. Поэтому восстановить те действия, которые проводились разными хозяевами в разные времена, понять как это трансформировалось было крайне трудно.
Увеселительный сад Шереметьева - шпалеры вокруг партеров. Проанализированы композиционные решения. Партер - сцена под открытым небом. Здесь должны были быть плотные стены, чтобы открывалась перспектива на дворец и партер работал как сцена.
Ландшафтные архитекторы пожинали плоды предыдущих реставраций, где было не правильно прочтено слово "шпалера". На самом деле шпалера - это плотная стена, а был сделан палисад (боскет), в котором крона была приподнята от земли.
Рулонный газон под деревьями был заменён на высевной. Рулонный газон губителен для деревьев - перекрывает кислород корням. По ГОСТу слово "газон" имеет одно значение, а на самом деле типы газонов различны, разные условия эксплуатации - проблема в законодательстве.
Также отмечено влияние эвтотрофных грибов на малые архитектурные формы.
После доклада, главный специалист КГИОП Рейман А.Л., сделал замечание к терминологии, что раньше шпалерой называлась высокая плотная стриженная двухярусная изгородь, где в нижнем ярусе использовались такие кустарники как смородина и крыжовник.
4. "Дискуссия о Парнасе"
Филиппова Ольга Александровна, главный хранитель парков ГМЗ «Царское село».
Гора Парнас в Царское селе насыпана искусственно, вместе с тем исторические источники, на которые можно опираться в этом вопросе отсутствуют.
В 60-е годы XX века началась реставрация парка "Царское село". Реставрация коснулась и горы Парнас, которая была необходима для сохранения. Эффектный подъём очевиден и ценен, а физические усилия минимальны.
В советское время Парнас использовался не по назначению: организовывалось катание с горы, что приводило к травмам, иногда к смертельным. А на вершине горы был организован шахматный клуб.
Проектом были предусмотрены шпалерные ограждения, не имеющие исторического обоснования, но функционально оправданы - препятствовали опасной забаве.
Вместо шахматного клуба - шестигранная скамья вокруг одиночного дерева.
Скорее всего, грунт для горы Парнас был использован от устройства водоёмов. Предположение крепления откосов горы фашинами археологическими исследованиями не подтвердилось. В основании горы - сваи, которые были выполнены в период капитального ремонта.
Чтобы сохранить объект культурного наследия нужно организовать отдельную кассу и отдельное посещение.
5. «Современная навигация и информационное сопровождение в историческом парке на примере ГМЗ «Царицыно»
Евграфова Елена Александровна, заведующая сектором ландшафтной архитектуры отдела развития особо охраняемой природной территории и Оранжерейного комплекса ГБУК ГМЗ «Царицыно».
В музее Царицыно совершенствуется система навигации выставочных пространств и комплексов.
Площадь объекта более 400 га и более половины находится за оградой.
Навигационная система не была выполнена в проекте реставрации МАФ и складывалась стихийно.
В первую очередь вход - некий "квест" - разные способы информирования, что привело к появлению различных стендов из разных материалов. Не было единой структуры. Требовалось отразить комфорт и увязать в единый стиль.
О проекте создания современной системы навигации "Люди и территории"
В работе исследовались особенности территорий, проводились психологические замеры, анализировались сообщества людей, которые посещают Царицыно. Понять специфику было достаточно сложно.
Разработка концепции развития территории дополнена информацией о средствах навигации.
Приходилось анализировать потоки пешеходов, вычислять основные транзиты. О некоторых территориях даже не знали сами сотрудники.
Проект навигации был разработан в течение года:
- дизайн-концепция, дифференцированная от логотипа до формы смотрителя музея;
- схемы размещения элементов системы навигации и карты геопозиционирования, скомбинированные с IT (QR-код);
- технические решения элементов навигации, проанализированы факторы доступности среды для маломобильных групп населения.
В заключении доклада Елена Александровна отметила, что систему навигации парков подобного масштаба должны делать визуализаторы, а не проектировщики. Это должны быть специально обученные люди-дизайнеры комплексной междисциплинарной подготовки, плюс ко всему безупречное знание территории и пространства.
На вопрос главного специалиста КГИОП Реймана А.Л., а как наклонные элементы эксплуатируются зимой, Елена Александровна ответила, что качественные материалы элементов системы навигацию позволяют эффективно очищать от снега стенды специализированным службам эксплуатации.
6. «Приспособление территории объекта культурного наследия регионального значения «Парк им. Прямикова (Детский Таганский парк). Проектирование, реализация и опыт последующей эксплуатации»
Самухина Екатерина Борисовна, заместитель генерального директора АО «Институт экологического проектирования и изысканий».
Вашему вниманию представляется фоторяд - пример того, как объект культурного наследия можно приспособить под игровую зону, естественно при должном обосновании, но не об этом речь. Работы были осложнены наличием массы инженерных сетей по территории. Исторического освещения не было. Парк делался очень тяжело, но результат весьма успешен: из 588 отзывов в соцсетях 578 были положительными.
- "А что историческое?", - спросил главный специалист КГИОП Рейман А.Л.
- "Планировка и два исторических дуба", - ответила Екатерина Борисовна.
- "Сложные элементы для питерского консерватизма... у Вас границы сада не совпадают с границами ОКН", - заметил Рейман, а я подумал, что именно этот факт и дал возможность архитекторам развернуться в полном объёме всей творческой фантазией.
7. "Взаимосвязь малых архитектурных форм с ландшафтной композицией сада на примере Сада 9 Января"
Давыдова Нина Анатольевна, ландшафтный архитектор, Тюрина Екатерина Александровна, историк, Васильева Елена Николаевна, архитектор.
Установленные на объекте декоративные решетки ограждения были выполнены для внутреннего сада Зимнего дворца. Деликатно поднята тема мемориала - в элементах ограды (пилонах) формы, подобные урнам.
Подчинение памятника Васи Алексееву окружающему ландшафту во время цветочного оформления делает образ памятника завершенным.
Деревянные павильоны не сохранились - носили временный характер во время ВОВ. Характерно сочетание регулярных и пейзажных приёмов.
Парк 9 января является частью общего градостроительного замысла: переход от сада к скверу нивелируется рядами павильонов, обсаженных липовыми аллеями, а ограда является зрительным продолжением павильонов.
Растительный орнамент ограды является самостоятельной архитектурной формой. В ландшафтной среде помимо целевой функции присутствует функция зонирование вкупе со смысловой нагрузкой, что усиливает взаимосвязь между элементами.
Эстетика сада увязана с оградой. Эстетика советского периода - один из периодов расцвета ландшафтной архитектуры.
8. «Разнообразие малых архитектурных форм при реконструкции дворовых территорий и проектировании общественных пространств»
Уткина Анна Львовна, ведущий ландшафтный архитектор ООО «Проектные технологии».
В трансформации дворовых территорий ситуация ограничена со всех сторон коммуникациями, жителями и заказчиками. Онлайн опросы заменили общественные слушания.
Практикуется проектирование с жителями. Неконструктивный диалог убирают стикерами. Колористика - предмет дискуссий среди жителей. Всегда есть исторический контекст и микромасштаб.
Программа "Твой бюджет" пошла - люди начали проектировать с учетом исторического контента, в том числе в современном благоустройстве.
9. «Малые архитектурные формы в мемориальном пространстве Пушкинского Заповедника»
Пиврик Галина Николаевна, главный хранитель музейных лесов и парков ФГБУК «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский Заповедник).
Дер. Мехево (ныне Михайловское) не только гнездо Пушкина, но и уникальный объект мемориального ландшафта, закрепившего за собой старые традиции: МАФ согласуется с окружающей действительностью.
Частота ремонта деревянных МАФ примерно 1 раз в три года.
10. «Сохранение и реставрация малых архитектурных форм парка Александрия. Законодательство, особенности и проблемы»
Чайникова Олеся Олеговна, заместитель начальника службы реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф».
Отличительная особенность парка Александрия - разнообразие ландшафтов, зеленых насаждений и малых архитектурных форм. Приобретенные владельцами различные архитектурные элементы были искусстно вписаны в рельеф - образец ландшафтной архитектуры XIX века. В ВОВ большинство МАФ утрачено.
Концепция восстановления
До 2014 года на основании концепции и по проектам был воссоздан ряд МАФ: перголы, скамьи, беседки, детская пожарная колонча и др. Но с 2015 года существенно изменяется законодательство. Появляется термин предмет охраны.
Финансирование проектов осуществляется через федеральные программы по титулу реконструкция, что стало противоречить новому законодательству. Кроме этого было недостаточно данных для проведения государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ), неполный комплект исходно-разрешительной документации (ИРД).
В документах охраны согласно 527 Постановлению РФ от 10.07.2001 не учтены или отсутствуют детали и особенности МАФ.
К особенностям изменения законодательства в части ИРД и соблюдения требований ГИКЭ проекты нуждаются в корректировках с учетом современного законодательства.
Есть объекты, которые воссозданы, но отсутствуют в предметах охраны - Требуется переработка предметов охраны. Проблема как ремонтировать?
Был найден выход: разрабатывать проекты в соответствии со ст. 42 ФЗ-73 по титулу "Проведение работ в целях поддержания в эксплуатационном состоянии без изменения особенностей предмета охраны". ГМЗ "Петергоф" имеет право самостоятельно разрабатывать проектную документацию, есть лицензия Минкульта и аттестованные специалисты. Это позволяет оперативно получать разрешения КГИОП на проведение работ.
Проблематика ОКН
Проведение работ по воссозданию МАФ имеет ряд сложностей:
- Нестыковка в терминологии провоцирует подмену понятий. На пример, ведомость объемов работ существует не только на ремонт, а еще на реставрацию и воссоздание! А задание получают на ремонт.
- Не на все элементы сооружения (МАФ) выданы предметы охраны, что делает юридически невозможным их ремонт.
- Необходимость внесения изменений (дополнений) в предмет охраны.
- Отсутствие необходимой достаточной достоверной информации, обосновывающей возможность воссоздания МАФ.
- Перемещение МАФ на территорию парка в соответствие с историко-архивными материалами, внесение изменений в предмет охраны!
Проектируемое воссоздание требуется оценить на этапе эскизного проекта по ГОСТ 55528-2013, но он никуда не идет дальше без проектной документации, то есть экспертизу эскизного проекта не провести. В итоге на этапе согласования проектной документации получаем замечания, относящиеся по сути к эскизным решениям.
В соответствии с Постановлением 87 от 16.02.2008 проектная документация должны быть разработана в составе 12 разделов, вынуждены идти в главгосэкспертизу, но остаемся ни с чем, так как масса вопросов из-за неуверенности.
Некоторые участки парка Александрия в туристических навигационных маршрутах не развиты - следует воссоздать исторические МАФ. Но из-за несовершенства формулировок в законодательстве возникают проблемы и на этапе разработки дендроплана. Для кого-то дендроплан - это посадочный чертеж, а для кого-то - фиксация существующего состояния.
Воссозданные тренажеры детского городка функциональны. Мало кто об этом знает. Дети не умеют ими пользоваться - оборудование требует постоянного ремонта. Тренажеры - спонсорский продукт, сертификатов не требуется, так как это историческое оборудование.
Комментируя доклад, заместитель председателя КГИОП Алексей Михайлов, рассказал об идее расширения понятия "хозяйственная деятельность". В Минкульте нет такой расшифровки, а в законодательстве Санкт-Петербурга сейчас расшифровка в рамках муниципальной деятельности. Работы, которые там обозначены, могут применять и другие. У муниципалов нет расходов на содержание памятников.
11. «Вазы в парках Павловска и Вёрлица: декорация, памятник, композиционный центр»
Моряхина Вера Николаевна, магистр истории искусств, Содружество профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Санкт-Петербурга.
Павловск
В отличии от Александрии здесь, в Павловске, МАФ - единство замысла, единство форм, где ваза является частью большой архитектуры. Вазы способствуют стилистическому единству и взаимопроникновению сада в дом и дома в сад. Обилие ваз говорит о том, что владельцы обращаются к истокам - Древнему Риму. Такое обращение имело непосредственный характер. Единство связано с долгой жизнью императрицы Марии Фёдоровны.
Вазы приковывают к объекту внимание, на котором они установлены, даже находясь от него. Купленные в Риме, подлинники выполнены из чугуна, поэтому стоят на улице.
Ваза, одновременно и кашпо, показывает очертание сада (фото 3 вазы).
Ваза в центре лабиринта показывает направление поиска пути.
Ваза-урна, установленная на центральной оси Павловского парка, драматическая история того, как складывался элемент малых архитектурных форм - братская могила, похоронены погибшие в гражданской войне.
Работы Джованни Баттиста Пиранези - хрестоматии не только для архитекторов, но и для владельцах, выбирающих что соответствует их вкусу - вазы в галереи Гонзаго Павловского дворца.
Вазы - ведущие элементы композиции подчеркивают домашний характер собственного сада (4 вазы во дворе фото).
Ваза вдалеке подчеркивает архитектуру сада с шахматной посадкой аллейных деревьев.
Вазы на мостах способствуют субардинации архитектурных элементов (ф. Висконтьев мост).
Вёрлиц
Вёрлиц - парк 1764 года в Германии по английскому образцу. Павловск строят через 13 лет. Многие архитекторы, строящие Вёрлиц, приехали строить Павловский дворец.
Парк Вёрлиц находится в затопляемом месте на абсолютной плоскости, сооружения возводились с расчетом, что наверху будет бельведер.
Владельцы вдохновлялись картиной, когда создавали свои ландшафты.
Интересно, когда ваза и скамья созданы из одного материала.
Ваза на острове Руссо самая главная в Вёрлице - обыграно как лицо европейских садов. Остров выбран в качестве обложки к книге, посвященной самым известным паркам того времени.
После доклада кто-то из зала поделился впечатлением: "Глубокий символизм малых архитектурных форм необходимо учитывать. Здание пяти углов в Санкт-Петербурге превратили в склеп, разместив вазы-урны по карнизу".
12. «Шесть веков дерновой скамьи: от сада Богоматери до Красносельских ландшафтов»
Рейман Андрей Леопольдович, главный специалист КГИОП.
Дерновой скамье 600-700 лет. Она была основной чертой средневековых садов, о чем свидетельствуют шедевры живописи.
Дерновые скамьи укреплялись деревянными элементами. Деревянный каркас может и отсутствовать. Каменный кирпичный каркас с травяным покрытием - камерное место.
Гравюра Томаса Мора "Равенство потребления", где обсуждают тему утопии на скамье с закрепленным плетнём и образующем стенку.
Примеры дают представление о том, насколько дерновая скамья была общим местом в то время, предметом садового прочтения, как сад должен быть оформлен.
В Верхнем саду Петергофа на центральной аллее дерновые уступы акцентированы топиарной формой. Там же круглые "дерновые скамьи" вокруг деревьев носят функцию дополнительного питания (дерево растет по сути в набивном покрытии) и таковыми не являются. Также дерновая скамья была устроена у дворца Монплезир. На аксонометрических планах Сент Илера это хорошо читается.
Дерновые скамьи молодёжью воспринимаются как лестницы; протаптываются дороги. В итоге эксплуатирующие организации ограничивают их, чтобы не удобно было сидеть.
Для устройства дерновой скамьи нужна дернина. Рулонные газоны более тонкие и не подходят. Укладывается дернина в два слоя корнями к корням.
13. «Организационные мероприятия, направленные на сохранение фонтанов Санкт-Петербурга, являющихся объектами культурного наследия и находящихся в хозяйственном ведении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Муртазин Олег Фаритович, заместитель начальника Управления городской водной инфраструктуры СПБ ГУП «Водоканал».
На балансе водоканала 90% фонтанов являются объектами культурного наследия.
На отреставрированных фонтанах оборудование ставят не в исторических камерах, а в других местах в целях сохранения предметов охраны в случае необходимости ремонта насосов.
Здание насосной станции восстановлено, но по назначению не используется в целях сохранения.
В адресной программе ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" до 2024 года нужно восстановить 19 фонтанов, 3 из которых уже отреставрированы.
В первый день конференции после докладов для желающих была организована экскурсия по Летнему саду, где показали музеефикацию исторической чаши фонтана. Экскурсию вел Рейман А.Л.
14. «Воссоздание фонтанов Северного речного вокзала и взгляд на малые архитектурные формы глазами реставратора»
Петров Денис Владимирович, скульптор-реставратор.
С точки зрения скульптора не понятно было из какого материала делать птиц. Добивались сходства ракурса, направлений и пластических ходов по сравнению с историческими материалами.
Работа сводилась к взаимодействию с исполнителями.
Смысловое значение разных МАФ тоже насыщено корабельным смыслом под стать фасаду.
15. «Малые архитектурные формы Летнего сада»
Черданцева Ольга Альбертовна, главный хранитель садов, Сергеева Елизавета Николаевна, зав. отделом ландшафтной архитектуры, ФГБУК «Государственный Русский музей».
Кассы, утилитарный МАФ и элементы навигации. Найдены компромиссные решения павильонов, когда арендатор хочет поставить его на видное место, а КГИОП - подальше.
Информационные щиты выполняют просветительскую функцию.
Ограждающие конструкции, не имеющие сверху металлического покрытия быстрее разрушаются. Все это требует беспрестанного ремонта, ухода и пригляда.
Содержание и эксплуатация МАФ
Работа по чистке МАФ выполняется либо во вторник (выходной когда сад закрыт), либо до 10:00 утра.
И декоративные и утилитарные - все МАФ являются уникальными, воссозданные по иконографии. На территории сада находятся памятники в ведении СПБ ГБУК "Государственный Музей городской Скульптуры". Сам сад относится к Русскому музею. Взаимодействие между разными структурами всегда проблематично, а эксплуатация требует тесное взаимодействие.
Посещение Летнего сада на конец сентября 31 000 чел. по сравнению с Нижним парком Петергофа 4 млн.
Не этичное поведение детей можно отнести к вандализму со стороны родителей, которые попустительствуют хулиганству.
Большой процент деревянных сооружений находится в аварийном состоянии. Проблема комплексная: климат, ЧС, антропогенная нагрузка. Проектные решения должны повлиять на эту ситуацию. Деревянные конструкции требуют воссоздания, так как их реставрация не имеет смысла. При этом архитектор и реставратор должны работать в комплексе.
Исполнение архитектуры может быть разнообразным в конструкции, элементы могут пересматриваться. От влаги деревянные конструкции набирают вес и ломаются, так как их элементы не были рассчитаны на подобную нагрузку (на пример петли ворот). В них развиваются грибы и плесень.
При проектировании необходимо учесть окрытие верхних элементов. Те МАФ, что закрыты сверху - 70% из них находится в удовлетворительном состоянии.
У диванов очень большой вес спинки, а у подлокотников очень маленькие крепления, и спинка вываливается, когда человек на неё облокачивается.
Сотрудники следят за тем, чтобы не было аварийных инцидентов. Текущий ремонт закрашивает, замазывает слабые места, но он косметический. Листва деревьев закрывает ещё больше деревянных конструкций. Осенью после листопада они открываются с другой стороны. Надеемся на сотрудничество с КГИОП по упрощенной процедуре выдачи разрешений на проведения ремонтных работ по опыту ГМЗ "Петергоф".
Аспекты Реймана А.Л.:
- Поработать с конструкторами, чтобы специалисты подсказали, в чем были ошибки.
- Клееные конструкции возможны - смотря какой материал и как сделать (пример: клееный деревянный Лавровский мост стоит уже долее 10 лет, а это большой срок для подобных конструкций).
- Летний сад - это музейный сад и он должен быть платным. Разве вход в Летний сад должен быть дешевле, чем проезд в автобусе?
- Конструкция берсо гульбища (крестовый боскет) не предусматривает вьющихся растений, тогда как музей подсадил актинидию, что в некотором смысле отсебятина.
- Необходимо проводить антиветровальные мероприятия - регулярную стрижку крон для облегчения всего дерева.
16. Реставрация и воссоздание малых архитектурных форм из металла и чугуна в исторических садах и парках
Максимова Надежда Сергеевна, инженер ООО «Матис».
МАФ из металла и чугуна занимают отдельную терминологию функционального дизайна. Предметы роскоши подчеркивают статус их владельцев. В XIX веке увеличивается спрос на металлические конструкции вместе со строительным бумом.
17. Проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Большой мост через овраг», расположенном на территории ГБУК г. Москвы ГМЗ «Царицыно»
Астрединова Ольга Юрьевна, начальник отдела сохранения ОКН и эксплуатаций зданий и сооружений ГБУК г. Москвы ГМЗ «Царицыно».
Большой мост через овраг начали строить в 1778 году по проекту Баженова. И сразу же начались сложности:
- ключи подземных вод - выполнили дополнительное укрепление основания устоев;
- трудности в финансировании.
Закончили мост только в 1785 году без декоративных элементов.
В 2006 году Моспроект-2 выполнил проектно-изыскательские работы в полном объёме без усиления конструкций.
Приметно в это же время Мосгорнаследие провело мониторинг и зафиксировало ухудшение состояния. Начали поиск финансирования через департамент культуры.
В 2018 году разработана научно-проектная документация с укреплением основания.
Работы финансировались через технического заказчика - департамент культуры. После реставрации получили объект, который стали эксплуатировать. Появлялись всевозможный графити, замки на решетках, вандальные надписи и украшательства скульптур - раскраска. Анивандальные покрытия не используют, так как они делают поверхность серо-мокрой в разных оттенках.
Помимо чистки и отмывки объем работ по эксплуатации сооружения - сухое подметание и промывка основания без специальных средств по разработанной технологической карте.
Эксплуатационная служба закладывала в контракт гарантийный период, в рамках которого обращались напрямую к подрядчику или к техническому заказчику.
При мониторинге 2021 года зафиксирована трещина - решили провести геодезический мониторинг.
Проблемы с МАФ - финансирование. Зачастую МАФ нельзя использовать как объекты коммерческой деятельности, так как нет коммуникаций, не возможно сдать в аренду. Альтернатива - экскурсии элетромобилей, чтобы максимально задействовать парковые павильоны.
Фотографий к сожалению к данному докладу нет, так как под конец уже разрядился смартфон.
Заключение
На правах модератора заместитель председателя КГИОП Алексей Михайлов подвел итоги конференции: "Сложности и интересности в малых архитектурных формах много. Обсудили не только вопросы физического сохранения, но и заполнения пространств, исторической аутентичности и перешли к вопросам ментальности".
Вы читали статью на канале "Кругозор Проектировщика". Вам понравилось? Тогда вам может быть интересно "Пути сохранения старовозрастных деревьев. Что главного я почерпнул на конференции". Ой подождите не уходите! Поставьте сначала лайк :)