Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как в Китае происходит религиозное возрождение

Оглавление

Коммунистическая партия Китая изначально пропагандировала атеизм как единственно-верную систему убеждений в отношении религий. Так происходило с начала возникновения коммунистической партии до Культурной революции в 70-х годах, когда религиозная деятельность оказалась под запретом.

В период Культурной революции с 1966 по 1976 год в Китае закрывали и разрушали храмы, религиозные лидеры и многие верующие подверглись репрессиям, потому что в них усматривали потенциальных врагов нового порядка.

Религиозное возрождение

Но в конце 70-х годов партия начала проводить лояльную политику в отношении традиционных китайских религий: даосизм, буддизм, католицизм, протестантизм, ислам. Особое внимание уделили светской стороне конфуцианства. Официальный статус атеизма сохранился в рамках коммунистической партии.

-2

В 2013 году лидер КНР Си Цзиньпин призвал к возрождать традиционные китайские верования. Он посчитал, что они помогут Китаю в духовно-нравственном развитии, особенно на фоне экономического чуда. Поддержка религиозных организаций действует при условии взаимной лояльности.

В настоящее время количество храмов увеличивается, проводятся паломничества и религиозные фестивали, создаются ассоциации, растет число буддийского, даосского и христианского духовенства. Многие религиозные места открыты для частных и общественных богослужений, их посещают люди из всех слоев общества.

Храмовый даосский комплекс на горе Лаоцзюнь, Китай.
Храмовый даосский комплекс на горе Лаоцзюнь, Китай.

Местные органы власти пользуются этим, восстанавливают религиозные учреждения, стимулируют религиозный туризм с целью экономического развития. В мегаполисах, помимо традиционных верований, открываются центры йоги и прочих новомодных духовных практик.

Религиозный состав китайцев

На момент 2020 года большинство китайцев относят себя к неверующим - 52%. Приверженцев китайской народной религии, в основе которой содержится культ Неба, предков и энергии ци - 22%. Буддистов - 18%. Христиан - 5%. Мусульман - 2%.

Данные статистики не являются надежными, однако они позволяют сделать вывод, что существенная доля китайцев вовлечена в религиозную жизнь.

Акцент на конфуцианстве

Коммунистическая партия изначально рассматривала конфуцианство как пережиток имперского прошлого. Но из-за политики сохранения китайских традиций и отчасти светского характера конфуцианства, оно приобрело особый статус внутри страны. Также конфуцианство стало визитной карточной Китая в остальном мире.

Китай в открытую использует Институты Конфуция как сеть международных культурно-образовательных центров с целью распространения китайского языка и культуры. Это явный инструмент мягкой силы Китая. Уже существует сотни Институтов Конфуция по всему миру, в том числе в России.

Статуя Конфуция в Шанхае.
Статуя Конфуция в Шанхае.

Партия нашла выгодные для себя идеи в конфуцианстве и успешно использует их: подчинение авторитету, уважение к правителю, почтительное отношение к окружающим, сохранение традиций.

Надзор за религиями

При всей лояльности к традиционным религиям власти ведут пристальный надзор за религиозными организациями. Ритуалы, учение, литература, все должно быть согласовано с органами власти. Религиозные лидеры обязаны поддерживать партию ради своего существования.

В 2015 году власти снесли более 1200 крестов с церквей по всей провинции Чжэцзян. Партия возмутилась слишком быстрым ростом протестантизма и католицизма в этом регионе. Некоторые были осуждены на длительные тюремные сроки за сопротивление правительственным приказам о сносе крестов.

Снесенный крест в провинции Чжэцзян.
Снесенный крест в провинции Чжэцзян.

Поэтому религиозные организации действуют осторожно, иногда подпольно. Они избегают каких-либо иностранных связей, если они не согласованы с правительством. Православная церковь не является признанной в Китае, однако из-за хороших отношений с Россией православные храмы открыто действуют в крупных городах, но не без надзора.

Недавняя стычка с уйгурами-мусульманами как раз является примером религиозного регулирования со стороны властей. Возникло опасение сепаратизма, поэтому уйгуров массово отравили в специальные лагеря на перевоспитание и принудительную ассимиляцию, чтобы они приняли культуру титульной ханьской нации, утратив свою религиозно-этническую идентичность.

Таким образом, религиозная политика Китая основана на балансировании между светским и традиционно-религиозным. Религиозное возрождение находится под пристальным надзором партии. Власти контролируют этот процесс, развивают религиозный туризм и дают относительную свободу крупнейшим конфессиональным группам.

Источник

-6