Коммунистическая партия Китая изначально пропагандировала атеизм как единственно-верную систему убеждений в отношении религий. Так происходило с начала возникновения коммунистической партии до Культурной революции в 70-х годах, когда религиозная деятельность оказалась под запретом.
В период Культурной революции с 1966 по 1976 год в Китае закрывали и разрушали храмы, религиозные лидеры и многие верующие подверглись репрессиям, потому что в них усматривали потенциальных врагов нового порядка.
Религиозное возрождение
Но в конце 70-х годов партия начала проводить лояльную политику в отношении традиционных китайских религий: даосизм, буддизм, католицизм, протестантизм, ислам. Особое внимание уделили светской стороне конфуцианства. Официальный статус атеизма сохранился в рамках коммунистической партии.
В 2013 году лидер КНР Си Цзиньпин призвал к возрождать традиционные китайские верования. Он посчитал, что они помогут Китаю в духовно-нравственном развитии, особенно на фоне экономического чуда. Поддержка религиозных организаций действует при условии взаимной лояльности.
В настоящее время количество храмов увеличивается, проводятся паломничества и религиозные фестивали, создаются ассоциации, растет число буддийского, даосского и христианского духовенства. Многие религиозные места открыты для частных и общественных богослужений, их посещают люди из всех слоев общества.
Местные органы власти пользуются этим, восстанавливают религиозные учреждения, стимулируют религиозный туризм с целью экономического развития. В мегаполисах, помимо традиционных верований, открываются центры йоги и прочих новомодных духовных практик.
Религиозный состав китайцев
На момент 2020 года большинство китайцев относят себя к неверующим - 52%. Приверженцев китайской народной религии, в основе которой содержится культ Неба, предков и энергии ци - 22%. Буддистов - 18%. Христиан - 5%. Мусульман - 2%.
Данные статистики не являются надежными, однако они позволяют сделать вывод, что существенная доля китайцев вовлечена в религиозную жизнь.
Акцент на конфуцианстве
Коммунистическая партия изначально рассматривала конфуцианство как пережиток имперского прошлого. Но из-за политики сохранения китайских традиций и отчасти светского характера конфуцианства, оно приобрело особый статус внутри страны. Также конфуцианство стало визитной карточной Китая в остальном мире.
Китай в открытую использует Институты Конфуция как сеть международных культурно-образовательных центров с целью распространения китайского языка и культуры. Это явный инструмент мягкой силы Китая. Уже существует сотни Институтов Конфуция по всему миру, в том числе в России.
Партия нашла выгодные для себя идеи в конфуцианстве и успешно использует их: подчинение авторитету, уважение к правителю, почтительное отношение к окружающим, сохранение традиций.
Надзор за религиями
При всей лояльности к традиционным религиям власти ведут пристальный надзор за религиозными организациями. Ритуалы, учение, литература, все должно быть согласовано с органами власти. Религиозные лидеры обязаны поддерживать партию ради своего существования.
В 2015 году власти снесли более 1200 крестов с церквей по всей провинции Чжэцзян. Партия возмутилась слишком быстрым ростом протестантизма и католицизма в этом регионе. Некоторые были осуждены на длительные тюремные сроки за сопротивление правительственным приказам о сносе крестов.
Поэтому религиозные организации действуют осторожно, иногда подпольно. Они избегают каких-либо иностранных связей, если они не согласованы с правительством. Православная церковь не является признанной в Китае, однако из-за хороших отношений с Россией православные храмы открыто действуют в крупных городах, но не без надзора.
Недавняя стычка с уйгурами-мусульманами как раз является примером религиозного регулирования со стороны властей. Возникло опасение сепаратизма, поэтому уйгуров массово отравили в специальные лагеря на перевоспитание и принудительную ассимиляцию, чтобы они приняли культуру титульной ханьской нации, утратив свою религиозно-этническую идентичность.
Таким образом, религиозная политика Китая основана на балансировании между светским и традиционно-религиозным. Религиозное возрождение находится под пристальным надзором партии. Власти контролируют этот процесс, развивают религиозный туризм и дают относительную свободу крупнейшим конфессиональным группам.