Найти тему
Исчезнувшая история

Сделка во спасение: российские корабли для Испании

Оглавление

Приветствуем вас, уважаемые читатели! Сегодня мы хотим рассказать об одном интересном случае в истории: как последствия войны с Наполеоном сподвигли одно государство приобрести корабли у другого, имеющего на тот момент серьезные проблемы с флотом.

После Наполеоновских войн Испания оказалась в ужасном положении. Страна была практически разорена, промышленность - уничтожена. Ситуация усугублялась тем, что в латиноамериканских колониях началось освободительное движение, которое необходимо было в короткие сроки ослабить. Но вот доставить войска не представлялось возможным, так как флот отсутствовал.

Если еще в 1808 году под испанским флагом ходили 226 боевых кораблей, то уже в 1825 году их осталось всего 40, причем часть кораблей нуждалась в ремонте. В 1817 г. была принята кораблестроительная программа, предусматривающая срочное строительство 20 линкоров и 30 фрегатов. Верфи располагались в Гаване, но не хватало древесины, поскольку поставки из Колумбии и Мексики были оборваны повстанцами.

Купить суда в Британии и Франции не позволяла политическая обстановка. Вопрос оставался открытым, до тех пор, пока Король Фердинанд VII не обратил взор на Россию, которая в то время не была в числе первенствующих морских держав.

Фердинанд VII
Фердинанд VII

Радикальные решения

Вероломное нашествие наполеоновских войск потребовало радикальных решений: строить корабли для флота стали быстро и в ущерб качеству: из толком не высушенного материала. Срок службы корабля, построенного по такой эрзац-технологии, составлял не более 7 лет. А затем команда пересаживалась на новый корабль, оставляя старый в порту. Так и формировался огромный списочный состав, в реальности из которого боеспособной была разве что треть, а то и четверть.

На российские корабли шла в основном сосна. Для холодных вод Балтики этот материал был приемлем, Тем более, что в океаны наши суда практически не выходили, разве что до Средиземного моря.

Для тропических морей сосна не годилась из-за своих свойств: низкая прочность и подверженность появлению повреждений из-за насекомых. Потому и первые суда для кругосветных плаваний приходилось покупать в Англии. Британские кораблестроители использовали дуб, который служил десятилетиями, испанцы нередко пускали на корпуса красное дерево.

Сделка во спасение

Но вернемся к действующему лицу - королю Фердинанду VII, заключившему в 1817 году заключил договор с Александром I о покупке 5-ти линейных кораблей и 3-х фрегатов за астрономическую сумму - 13,6 миллионов рублей серебром. Себестоимость 74-пушечного линкора со всем оснащением в те годы не превышала 200 тысяч рублей, фрегата с 44 пушками – 90 тысяч.

Император Александр I
Император Александр I

Для Александра I сделка была спасением – настолько страна была разорена после войны с Наполеоном: казна пуста более чем полностью, спасало только усиленное печатание ассигнаций, которые стремительно дешевели, тем более, что французы наводнили Россию фальшивыми купюрами. Так что за неимением хороших кораблей в Испанию отправили что было.

Когда эскадра пришла в Кадис, испанцы схватились за головы, настолько корабли оказались в удручающем состоянии. У берега на них еще можно было плавать, но вот отправится в океан было бы чрезмерно опрометчивым поступком. Из всех кораблей только «Нептунус» был выстроен из дуба, все остальные из сосны и лиственницы. Единственное, что хвалили испанские специалисты – российскую артиллерию.

Кадис в начале 19 века
Кадис в начале 19 века

На возмущение своих офицеров и адмиралов Фердинанд VII ответил репрессиями.

Незавидная судьба русской эскадры

Большинство кораблей так и простояли в Кадисе, превратившись сначала в блокшивы, а потом и в дрова. Несколько кораблей все же были отправлены в колонии, но хватило их всего на один переход. Так фрегат Ligera («Лёгкий») добрался до Кубы, где и затонул в бухте Сантьяго-де-Куба. Похожая судьба постигла Viva («Проворный»), который больше не смог выйти из гавани Гаваны. Фрегат Pronta («Поспешный») один раз дошел до Карибского моря, но затонул на обратном пути. Линейный корабль Alejandro I («Дрезден») дошел до Аргентины и даже вернулся назад – на честном слове и рассыпающемся корпусе. Линкор Fernando VII («Нептунус») всего один раз вышел в Средиземное море. Второй выход оказался просто невозможен.

Из всей эскадры в нормальном состоянии оказался только фрегат, вооруженный 44 пушками, Maria Isabel, бывший «Святой Патрикий». Но и он Испании не помог. Его захватили чилийцы, включив в состав своего флота.

Захват фрегата Maria Isabel чилийцами
Захват фрегата Maria Isabel чилийцами

Вот так в Южной Америке появилась шутка, что российские корабли стали весомым вкладом в борьбе за независимость, но не так, как планировалось.

Спасибо за вашу активность, проявленную к каналу! Подписывайтесь, тогда наши публикации будут чаще появляться в вашей ленте.