Зайдите в любой книжный магазин — и на полке с бестселлерами вы обязательно встретите с десяток книжек от модных блогеров! Когда же инфлюенсеры перестали быть посмешищем у книголюбов и превратились в любимых авторов, чьи сочинительства скупают огромными тиражами? И вопрос, действительно ли влияние интернета на литературный мир лишь сугубо негативное?
Не стоит забывать, что именно интернет открыл для писательского творчества новые пространства еще в девяностые. Все началось с сетевых журналов, на базе которых быстро сложились свои тусовки писателей — виртуальный вариант когда-то популярных литературных салонов. А затем вместе с нулевыми грянула эпоха ЖЖ, когда каждый начинающий писатель мог в пару кликов донести свое произведение до читателя и сразу же получить отклик. Интернет открыл автора и читателя друг другу, сблизил их до того, что читатель тоже стал автором.
Появилось такое направление, как «сетература» — произведения, живущие только в Сети. В западных странах это уже отдельный творческий вектор, лишь местами пересекающийся с привычной бумажной литературой. В России же в нулевые тема интернета активно использовалась в печатных книгах, писатели экспериментировали, «скрещивая» классический роман с компьютерной игрой.
Десятые годы сместили «сетературу» в социальные сети — писатели обосновались в «Фейсбуке» и «Твиттере». Творчество стало еще более доступным — новое стихотворение от любимого автора сразу появляется в новостной ленте. Интернет и «Живой Журнал» в частности подарили новую жизнь дневниковым записям, которые не только стали открытыми для узкого круга друзей, но и обрели возможность стать полноценной книгой. Кто знает, может быть, в будущем литература и вовсе будет напоминать бесконечные свитки наших новостных лент?
Интернет вдохнул новый смысл в бессмертное выражение «рукописи не горят». Они не пропадут, размноженные в репостах и «сохраненках». Да и сами рукописи уже не нужны: так, роман «Пенсия» А. Ильянена был полностью написан на стене ВК, а Вселенная «Метро 2033» Д. Глуховского возникла на сайте.
Изменилось и поведение издателей. Ярких авторов теперь ищут и ловят в Сети. Популярные блогеры не на пустом месте решают выпустить собственные книги — приглашения о сотрудничестве высылают именно издательства. А разве не спрос рождает предложение?
Как вы оцениваете влияние интернета на литературу? Сделал ли он творчество доступнее — и хорошо ли это вообще?