Найти тему
Юлия Либерио

Немного мистики. Слепой. Часть 25. Брат Никодим приоткрывет завесу тайны

Ни Фёдор, ни даже Фотька не смогли найти место, где был похоронен художник Илья.

Макс направился туда, где раньше были центральные ворота – рассмотрел какой-то памятник. Остальные уныло потащились за ним.

-Братская могила, - сказал Гробокопатель. – Военных лет. Надо же, не знал, что здесь есть такая.

Фёдор остановился и поднёс палец к губам. Даже Иван, непривычный к происходящему, понял, что сейчас нельзя мешать разговорами. Фёдор же замер потому, что уловил тихий голос:

-Мне показалось, или вы кого-то ищете?

Предыдущая часть здесь.

Голос был старческий.

Фёдор отвечал вслух, радуясь, что спутники не вмешиваются и не переспрашивают. Все сдерживали любопытство, хоть и пытались создать картинку из слышных им фраз Фёдора.

А тот сперва объяснил, что несколько дней назад пообещал приехать для разговора с художником. И добавил:

-Мне о нём почти ничего неизвестно. Буду благодарен, если поможете нам его найти.

-Не знаю, смогу ли. Он, видите ли, не слишком общителен. Я, признаться, слегка удивлён, что господин художник заговорил с вами.

-Мне тоже интересны причины, заставившие его к нам подойти. Так Вы подскажете, где он похоронен?

-Здесь.

-Где – здесь?

-Да вот здесь же, вместе с нами, в братской могиле.

-Так он, наверное, сейчас здесь и нас слышит?

-Нет, он снова ушёл куда-то.

-Ушёл? Разве он может?

-Вы не сталкивались с таким, молодой человек?

-Меня зовут Фёдор. И да, я сталкивался. Но очень редко. И это в основном были самоубийцы.

-Так и мы с господином художником в некотором роде самоубивцы. Позвольте преставиться – брат Никодим. В миру звали Николаем, но это очень, очень давно...

-Как же получилось, что Вы, верующий человек, причисляете себя к самоубийцам? Это ведь большой грех?

-Я ведь сказал – в некотором роде, в некотором роде, уважаемый Фёдор. Если не откажетесь послушать – расскажу Вам эту историю.

-Будьте добры. Может, я и про художника что-то новое узнаю. Только… подождите минутку. Пожалуйста.

Фёдор повернулся своим спутникам:

-Макс, ты ведь хотел осмотреть старинные памятники? Вот и пройдитесь, погуляйте. Не скучайте здесь. Я вам потом всё расскажу.

Гробокопатель всё понял правильно: Фёдор просил увести отсюда Фотия.

Уважаемые читатели! Те, кто уже знаком с каналом Либерио, скорее всего, поняли: здесь – продолжение истории Фёдора Найдёнова из рассказа «Лозовиха». Для тех, кто случайно впервые открыл мой рассказ: Фёдор – обладатель наследственного дара, позволяющего ему видеть умерших и разговаривать с ними. Волей случая Фёдор стал кладбищенским сторожем, вот тогда-то и началась эта история

Дождавшись. Пока спутники отошли, Фёдор перешёл на громкий шёпот:

-Вы ведь и так слышите меня, верно? Простите, что перебил Вас, брат Никодим, но мне было важно, чтобы мальчика увли отсюда. Я ведь не ошибся?

-К сожалению, к моему большому сожалению – нет. Но Ваш сынишка – разве он не понял?

-Я старался заглушить для него их голоса. Но надолго меня бы не хватило.

-Я понимаю… Ложь во спасение…

-Не совсем так. Просто одно дело – принять как факт, и совсем другое – самому всё слышать.

-Пожалуй, Вы правы, мой юный друг. Это было… я не подберу слов.

-И не надо. Начните рассказывать мне о художнике, остальное само всплывёт.

-И снова Вы правы. Так вот, художник появился в монастыре без приглашения. Сам настоятель тепло его принял и разрешил жить, сколько ему будет угодно. Они часто подолгу беседовали. Однако остаться насовсем в монастыре Илья не желал. Он стал бывать в ближней деревне, а вскоре и совсем перешёл туда. Вскоре я узнал причину: там умерла молодая женщина, осиротели двое детишек, и господин художник стал заботиться о них. Настоятель помогал ему, Илья же был скромен, не требовал многого.

Меня тянуло познакомиться с ним ближе, на то были причины. Я, тоже рано осиротевший, отведён был соседями в монастырь, да так там и остался.

Фото автора
Фото автора

-Отчего ж Вас не отправили в детский дом?

-Вы молоды, друг мой. Я родился в 1874 году. Монастырь был лучшей участью… Но вернёмся к художнику. Мне было интересно послушать рассказы о его приключениях, я ведь всю свою жизнь никуда не уезжал, даже и не уходил далеко от монастыря. И тут вдруг – человек, побывавший в разных странах, обошедший пешком едва ли не полмира, как мне казалось. Я, хоть и был уже не молод, не утратил любопытства. Увы, наши встречи были нечастыми.

И всё же, когда война подошла к стенам монастыря и стояла на пороге деревни, где жил художник, именно на мне настоятель остановил свой выбор. Как вы считаете, уважаемый Фёдор, может быть. имеет смысл нам поговорить где-то в другом месте?

-Если для Вас это возможно.

-Возможно, друг мой, возможно. Ступайте вон туда. к бывшим воротам, и отойдите так, чтобы мы могли продолжать нашу беседу в одиночестве.

Вскоре рассказ продолжился. убедившись, что никого нет, бывший монах стал говорить смелее.

-Никто не знал подземные ходы монастыря так, как я. Я Вам каялся, что с детства был любопытен. Те самые подземные ходы я излазил вдоль и поперёк ещё мальчишкой, хоть и влетало мне за это частенько, но не остановило, не остановило.

-Зачем понадобилось ваше знание подземелий, брат Никодим? – спросил Фёдор.

Он уже был уверен, что они не случайно вернулись на полузаброшенное кладбище. Подземные ходы – это так похоже было на видение Ивана!

Начало рассказа «Слепой» здесь.

-Полностью разделяю Ваше любопытство, хоть не уверен, что могу рассказать Вам много… Меня вызвал настоятель и велел проводить художника в отдалённый уголок подземелий. Увидев Илью с большим коробом за плечами, я понял – нам предстоит что-то схоронить в надёжном месте. Господин художник был верен себе – он не раскрыл мне, что именно было в коробе.

-Вы спрятали это в подземелье?

-Да, он оставил там свой груз. Я предупреждал его, что в подземельях легко заблудиться, и он решил зарисовать наш путь.

Всё сходится, подумал Фёдор. Вот это удача!

-Что стало с этим чертежом?

-Я не знаю. Скорее всего, он попал к мальчику.

-Какому мальчику?

-Вот мы и подошли к самой горестной части моего повествования, - вздохнул брат Никодим. – Мы вышли из подземелья, и художник вместе со мной вернулся в монастырь. Он просил выделить лошадь с телегой, чтобы увезти детей из деревни. Бои шли близко, постоянно были слышны выстрелы, взрывы… Настоятель очень уважительно относился к господину художнику. Он дал ему просимое и меня в провожатые.

-Но вы не успели далеко уйти?

-Мы уходили рано утром. С нами шли и другие жители деревни. Не все, конечно. Было много детей. Самых младших я вёз на телеге, но мы всё равно шли медленно. Хуже всего было то, что нельзя было с телегой пробираться лесными тропами. Если бы мы знали…

Продолжение здесь.

Жду ваших комментариев, критики и предположений)))