"Русь" был первым краболовом, построенным российскими верфями. Но мало кто знает, что изначально проект, по которому судно создавалось, изначально был заточен вообще под другие задачи.
В конце статьи можно посмотреть видео с испытаний судна в прошлом году!
Сейчас "Русь" уже ведет промысел в морях Дальнего Востока, оно способно добывать до тысячи тонн краба в год. А ведь раньше флот подобного назначения создавался лишь за счет множества модернизаций и переоборудований судов по типу трубоукладчиков или траулеров.
Прототип
Так вот, прототипом нового проекта стал проект рыбопромыслового ярусолова PL-475 03070, который на ЛСЗ "Пелла" уже реализовывали ранее для иностранного заказчика. Тот опыт послужил испытательной базой для множества технологических решений, которые впоследствии применили при строительстве "Руси". Например, система подруливающего устройства, которой так гордится заказчик - компания "Антей". Его установка была обязательным требованием на краболове.
Новый проект претерпел ряд изменений. Во-первых, увеличили корпус - удлинили корму, чтобы там можно было хранить промысловое снаряжение (крабовые ловушки). Плюс за счет изменения габаритов судно приобрело значительную устойчивость, что важно при работе в неспокойных северных морях.
Во-вторых, вместо рыбоперерабатывающей фабрики, которая была на ярусолове, место отвели под оборудование для обработки улова и его заморозки.
Подруливающее устройство Pump Jet - чем оно вызвало такой восторг у заказчиков?
Pump Jet по сути является азимутальным движителем, который редко встречается в отечественном строительстве. Система была разработана немецкой компанией Schottel. "Фишка" устройства в том, что с ним судно может осуществлять движение со скоростью до трех узлов даже при выключенном главном двигателе. В качестве альтернативы рассматривали рулевую машину, но для ее правильной работы была бы необходима скорость выше трех узлов, так как система при такой конструкции может работать только за счет потока жидкости. При маленьких скоростях, понятно, этого потока не будет. А именно это условие необходимо соблюдать при ярусном вылове.
Были рассмотрены варианты установки и других типов подруливающих, которые могли бы работать на дрейфе. Но промысел в условиях встречных ветров и сильных волн подстегивается необходимостью взаимодействия на уровне с определенным ярусом. И только устройство "Pump Jet" ввиду своего принципа действия смогло удовлетворить требования.
Как ловим краба?
В качестве орудия добычи краба служат японские конусообразные ловушки. Ловушки ставятся в кормовой части судна. Здесь расположена кошара – узкий огороженный участок для хранения хребтины – троса, на который навешиваются ловушки. Хребтина протягивается к месту хранения через специальную полую трубу, ее натяжение и укладка регулируется специальной гидравлической машиной для максимальной механизации процессов.
Непосредственно забрасывание ловушек за борт происходит с кормовой площадки сдвижной через лацпорт. Ловушка соединяется с хребтиной с помощью специального кольца — клеванта — наполняется наживкой, навешиваются якоря, после чего вся конструкция выбрасывается за борт.
На борту имеется измельчитель для наживки. Рыбная основа для нее хранится в замороженных брикетах в специально отведенной кладовой площадью 30 кубометров и емкостью около 20 тонн. В этом помещении поддерживается постоянная температура -18 С. Такие брикеты отправляются сначала в измельчитель, а после навешиваются на ловушку в отведенный отсек.
Отлаженный процесс перемещений ловушек из места выборки в носовой части в корму обеспечивается при помощи специальной канатной дороги – ловушка навешивается на канат одним членом экипажа, который нажимает кнопку и запускает процесс транспортировки из носовой части в кормовую. В носовой части ловушки принимает траловая команда и уже отправляет на сортировку в корму. Обычно все эти манипуляции с выловом и доставкой его на судно совершались за бортом, часто ловушки просто терялись из-за ветра или течения. Как правило, за сутки ставится и снимается 10 комплектов.
Добычу сортируем и передаем на хранение прямо на борту
Храниться улов будет в специальных клетях в изолированных цистернах – RSW-танках. Краб в нем будет живой. Танки заполняются охлажденной подготовленной забортной водой. Фактически выловленный краб остается в своей естественной среде обитания, а значит качество остается неизменным. Под каждую цистерну отведена своя система циркуляции и очистки только воды и аэрации, что тоже позволяет дольше сохранять свежесть улова.
Важный момент - отбор. После вылова добыча отправляется на приемный стол, корзины с крабом вывешиваются и специалисты приступают к отбору. "На стол" идут только взрослые самцы, остальное - возвращается за борт.
После отбора добыча поступает на учет, где ее взвешивают, считают, заносят в базу, укладывают на транспортер и отправляют по цистернам. Каждый RSW-танк вмещает четыре клети по три тонны живого краба в каждой. В сумме выходит около 100 тонн живого улова. RSW-танки позволят хранить краба в живом виде до 10 суток без потери качества продукта. Для поддержания необходимые условия хранения краба в цистернах отведено специальное оборудование, размещенное во внутреннем помещении.
Под подготовку воды для заполнения RSW-танков на краболове отведено отдельное помещение.
Будут еще краболовы?
"Русь" была презентована в качестве головного судна проекта, планировалось, что серия будет продолжена. Сложно переоценить значение создания такой линейки, поэтому мы будем следить за ходом реализации, пока новостей нет.