В предыдущей статье я рассказал историю трёх первых больших хитов французской певицы Милен Фармер. Однако мои подписчики попросили продолжить, и я подобрал ещё несколько песен из творчества этой французской певицы, о которых мне есть, что рассказать.
«Ainsi soit je…» (1988)
Заглавная композиция альбома 1988 года стала первой балладой в творчестве Милен. Название песни — «Ainsi soit je» («Да буду я», которое обычно переводят, как «Такова Я») обыгрывает фразу «Ainsi soit Il» («Да будет так») — аналог слова «Аминь», которым заканчивают молитву.
Перевод - atch-ramirez:
https://fr.lyrsense.com/mylene_farmer/ainsi_soit_je
Пузырек печали
Ком неуверенности
Уже столько рассветов
Ничто не прячет
Я хочу, чтобы моя зима
Усыпила меня подальше от твоих химер
Я знаю, что я лгу
Я знаю, что мне холодно внутри
Пузырек печали
Ком неуверенности
Из наших судеб
Рождается лишь одиночество
Ты говоришь, что нужно время
Что любовь это не детская игра
Я знаю, что лжешь
Но мне так одиноко сейчас...
Видео к песне, в отличие от предыдущих, не имело чёткого сюжета и было выполнено в чёрно-белом «готическом» антураже. В нём присутствует полная Луна, сова и оленёнок (дань диснеевскому м-ф «Бемби»), а также сцена падения героини в воду, которая далась певице с трудом (она панически боялась воды). Текст полон, характерной для Фармер, меланхолии — она поёт о сомнениях, разочарованиях и одиночестве.
Милен Фармер:
«Я очень люблю состояние грусти, даже если иногда оно мучительно. Можно позволить себе немного расслабиться, порой до слез. В конечном счете, грусть такое же богатое чувство, как и радость. И именно чувство грусти объединяет артистов, писателей, художников».
«Desenchantee» (1991)
Невесёлым оказался и главный хит Фармер 1991 года — «Desenchantee» («Разочарованная»). Милен говорила, что на тему неизбежного краха любых иллюзий и идеалов, её вдохновила книга «На вершинах отчаяния» (1934) румынского мыслителя Эмиля Мишеля Чорана, содержащая крайне пессимистический взгляд на человечество.
В начале 1990-х данная тема нашла благодатную почву. Многие видели в тексте политическую подоплеку — будь то война в Персидском заливе, или разочарование французов в своём президенте Миттеране, который на выборах 1988 года заигрывал с молодёжью и шёл под лозунгом «Поколение Миттерана». Ведь недаром же Фармер поёт:
Все, что меня окружает — это хаос.
Все мои идеалы — лишь испорченные слова.
Я ищу душу, которая сможет мне помочь.
Я принадлежу к поколению разочарованных …
Однако сама певица не раз заявляла, что текст песни навеян личными сомнениями и разочарованиями. Недаром третий альбом — «L’Autre…» — записывался почти три года.
Милен Фармер:
«Это лишь мой личный взгляд на жизнь, на положение вещей. Разочарована Милен Фармер. Мои задачи целиком нарциссичны, эгоистичны. Констатируя негативизм, я не собираюсь его провозглашать. Пессимизма нет в том, чтобы думать, что в 91-м мы стали более трезво смотреть на вещи, отдавая себе отчёт в своих разочарованиях, чем раньше. …У меня сложные отношения с жизнью, но я живу, следовательно, всё не так уж плохо, как можно подумать.
…Мы больше не хотим изменить мир, а только придать ему смысл. Придать смысл своим сомнениям, своей ненасытной жажде свободы… Мы потеряли свои иллюзии, но мы выиграли на курсе. Важное осознание!».
На песню был снят очередной клип-фильм, вдохновлённый на этот раз «Оливером Твистом» Чарлза Диккенса. Как и на видео «Sans contrefacon» певица вновь предстаёт в излюбленном мальчишеском образе, напоминающем Гавроша. Под видом босяка-беспризорника она проникает на некую фабрику-концлагерь, где такие же подростки находятся на положении рабов и трудятся в ужасных условиях под прицелом вооружённой охраны.
Героиня Фармер поднимает бунт и убегает с мальчишками по снежному полю. Однако в конце клипа бегущие оказываются перед замёрзшей рекой, после чего уже без былого энтузиазма уходят в пустынную и бескрайнюю даль - проще говоря, в неизвестность… Прямо как в песне Высоцкого: «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?».
«California» (1995)
В 1994 году Милен ждало ещё одно сильное разочарование. Художественный фильм «Джорджино», где певица, наконец-то, проявила себя в качестве полноценной актрисы, с грохотом провалился в прокате.
Возможно, именно этот провал подтолкнул Фармер к переменам в своей музыкальной карьере. Это хорошо заметно по материалу очередного альбома певицы — «Anamorphosee» (1995). Грусти поубавилось, тексты стали более простыми, а музыка более американской — в песнях много рок-гитары и элементов R’n’B. Эти изменения неслучайны — песни писались и записывались певицей в Лос-Анджелесе.
Свою признательность солнечной Калифорнии Фармер в полной мере выразила в одноименной композиции. В одном из интервью она даже заявила, что, если бы могла начать жизнь заново, то сделала бы это именно в США.
Хотя песня «California» звучит преимущественно на французском, в тексте встречается много английских словечек: Free-way (автострада), L.A. (сокращение от «Лос-Анджелес»), Ice (лёд), Trip (поездка на авто), Road movie (жанр кино об автомобильных путешествиях) и другие. Не забыла певица и о французской культуре, процитировав строчку из знаменитого стихотворения Аполлинера «Мост Мирабо» («Наступает ночь, и пробил час…»). Текст песни представлял собой некую оду Калифорнии с точки зрения восхищённой иностранки.
Хотя музыку к песням писал всё тот же Лоран Буттона, от съёмок клипов он был на время освобождён. Режиссёром видео к «California» стал Абель Феррара. Сюжет клипа не имел прямого отношения к тесту песни. На видео певица предстала сразу в двух ролях — гламурной леди из высшего общества и проститутки. Тем самым ненавязчиво провела параллель между зависимостью от богатого мужа и зависимостью от сутенёра. Партнёр Фармер по клипу — Джанкарло Эспозито — также выступил в двух обличьях — богача и сутенёра.
По сюжету Милен-леди замечает из окна дорогого авто свою «двойницу», «торгующую» на обочине. Когда же сутенёр убивает подопечную, леди переодевается в проститутку и мстит негодяю той же монетой. Чтобы более естественно сыграть роль, певица долго наблюдала за работой и манерами настоящих «жриц любви» (они, кстати, тоже появляются в клипе).
Милен Фармер:
«Свобода для меня — сука, которая занимается проституцией на бульваре Голливуда. В каждом из нас есть пошлая сторона, которую мы подавляем. Секс — неотъемлемая часть нашей жизни».
«XXL» (1995)
В отличие от неторопливой «California» и пронзительной баллады «Rever», третий хит альбома — «XXL» — звучал значительно энергичнее. В клипе режиссёра Маркуса Ниспеля мы можем увидеть Милен, которая под бодрые гитарные риффы несётся впереди паровоза, аки статуя на носу корабля.
Милен Фармер:
«Меня действительно привязали к носу паровоза, и… о, Боже, это длилось 4 или 5 часов, я не могу сказать точно… Я даже не могла сойти с поезда, а он и в самом деле двигался, иногда с огромной скоростью. Это было удивительно!».
Певица окрестила эту песню «феминистской» — хотя, в данном случае, речь, скорее, шла о женской солидарности.
Пер. — Александр Чертков:
Будь она девушкой с вечеринок, красоткой,
Будь она девушкой с помойки —
Мы все одни и те же.
Будь она под знаком полумесяца, (символ мусульман — прим. пер.)
Будь она под холмом Сатурна, (согласно хиромантии люди с развитым холмом Сатурна независимы и любят одиночество — прим. пер.)
Сторонницы абортов и беременные,
Все нуждаемся в любви размера XXL
Все мы хотим любви размера XXL…
«F**k Them All» (2005)
В 2005 году Фармер исполнила уже по-настоящему феминистскую песню «F**k Them All» («Пошли они все на…»), где, как я понял, предъявила мужчинам счёт за извечные страдания женщин (символом мученицы становится даже Мария, родившая Христа) и призвала последних стать воинами. Также певица говорит о важной роли женщин в мировой истории, которые, к сожалению, часто оставалась в тени "сильного пола".
Надо сказать, что тогда песня звучала достаточно провокационно. Зато сегодня призывы к "войне полов" стали настолько навязчивым трендом, что уже даже не смешно...
Правда, все эти модные заявления Милен Фармер, как и прошлые эротические провокации, присутствуют лишь в рамках её творчества . Декларируемый «феминизм» не сделал певицу менее женственной, а её жизнь до сих пор не даёт пищи для скандальной «жёлтой» хроники.
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...
Автор: Сергей Курий
Другие статьи о творчестве Милен Фармер:
- Три хита Милен Фармер - о распутнице, желании стать мальчиком и женских ягодицах
- Стриптиз от Милен Фармер (история песни «L'Amour n'est rien»)