Найти тему
Геополитика

Василий Розанов: биография

Розанов - автор книг "Апокалипсис нашего времени" и Опавшие листья"
Розанов - автор книг "Апокалипсис нашего времени" и Опавшие листья"

Василий Васильевич Розанов (1856 — 1919) — русский религиозный философ, писатель, публицист, литературный критик, человек с крайне нестандартными и интересными взглядами на религию и политическую ситуацию в России конца XIX — начала XX века, при том, что центральной в его философской системе стала тема метафизики пола и продолжения рода. Василий Розанов известен своим тяготениям к крайностям, откровенно противоречивым отношением к тем или иным вопросам, что делает его одним из самых неординарных отечественных мыслителей, оставившим значимый след в истории русской литературы и философии.


Будущий философ родился 20 апреля (по новому стилю — 2 мая) 1856 года в Ветлуге, городе в Костромской губернии в многодетной семье. Он рано потерял родителей, после их смерти его воспитанием занимался старший брат.
«Он дал мне все средства образования и, словом, был отцом» — так Василий вспоминал о брате.


В 1870 году братья уехали в Симбирск (совр. Ульяновск), а затем Розанов перебрался в Нижний Новгород, где окончил гимназию. В 1878 году поступил в Императорский Московский Университет (будущий МГУ) на историко-филологический факультет. Учась в университете, по собственному признанию, стал человеком консервативных взглядов. В 1880 году, учась на третьем курсе, он женился на бывшей возлюбленной Федора Михайловича Достоевского Аполлинарии Прокофьевне Сусловой. На момент свадьбы жениху было 24 года, а невесте — 41 год. Через шесть лет они расстались, при этом Суслова на протяжении двадцати лет отказывалась пойти на официальный развод.


В период с 1882 по 1893 год занимался преподавательской деятельностью в гимназиях Брянска, Ельца, Белого и Вязьмы. Будучи преподавателем в Ельце, совместно со своим другом и коллегой Павлом Дмитриевичем Первовым осуществил первый перевод аристотелевской «Метафизики» на русский язык. Там же Василий Розанов познакомился и тайно обвенчался с Варварой Бутягиной, с которой впоследствии прожил долгую совместную жизнь и воспитал шестерых детей, несмотря на то что церковь их брак не признавала.


В 1900 году Василий Розанов вместе с Д.С. Мережковским, Н.М. Минским и З.Н. Гиппиус основал Санкт-Петербургское религиозно-философское общество, которое, однако, покинул спустя одиннадцать лет из-за идейных разногласий.


В сентябре 1917 года философ вместе с семьей переехал в Сергиев Посад (в жилье, которое им подобрал Павел Флоренский), после революции семья бедствовала и голодала. 5 февраля 1919 года Василий Васильевич Розанов скончался, оставив после себя большое литературное наследие.
Первым трудом Василия Розанова, получившим признание, стала статья под названием «Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского» (1894). Данная работа положила начало толкованию творчества Достоевского, как религиозного мыслителя. В своих других ранних работах («Сумерки просвещения», «Афоризмы и наблюдения») Розанов подверг критике тогдашнее состояние системы школьного образования в России:
«Наше образование уныло и настойчиво отрывает человека от мыслей о высоком, предлагая ему занятие серым, будничным, прагматичным».


Творчество Розанова неразрывно связано с вопросами религии. Так, сборники его работ «Религия и культура» и «Природа и история» содержат размышления касательно социального и мировоззренческого аспекта религиозности. При этом, философ не был до конца согласен с христианским учением (например, он расходился с ним по вопросам пола и продолжения рода, что отражено в сочинениях «Темный лик. Метафизика христианства» и «Люди лунного света»), но сам стремился к его полному принятию, его собственная критика христианства была причиной тяжелых душевных переживаний.

Всё философское творчество Розанова неразрывно связано с темами смерти и увядания
Всё философское творчество Розанова неразрывно связано с темами смерти и увядания


Все мировоззрение и творчество Василия Розанова пронизано противоречиями:
«На предмет надо иметь именно 1000 точек зрения. Это «координаты действительности», и действительность только через 1000 и улавливается». Ярким примером такого подхода является отношение писателя к политическим событиям. Так, во время Революции 1905 года он печатался в разных изданиях, в одних своих статьях он выступал с позиций консерватора, а в других — либерала, народника или социал-демократа.


Интересно в творчестве Василия Розанова переплетение темы метафизики пола и отношения к евреям. Как было упомянуто выше, Розанов критиковал христианскую трактовку вопросов семьи и продолжения рода. Вообще, понятие пола — одно из центральных в его философской системе:
«Пол в человеке — не орган и не функция, не мясо и не физиология — но зиждительное лицо». Пол непостижим, но реален, он — самое реальное в этом мире. Именно половая любовь является центральным аспектом жизни человека.

Наиболее соответствующей своим взглядам в вопросах пола религией Розанов считал иудаизм, однако, его антихристианская позиция смирялась консервативными взглядами на жизнь и положительным отношением к традициям, связанным с православием, в частности, к семейной добродетели священников. Вследствие этого в творчестве писателя наблюдаются как юдофильские, так и юдофобские мысли. Некоторые высказывания Розанова носили откровенно антисемитский характер, при этом сам он в своем творчестве антисемитизм отрицал. Опубликованные им статьи о деле Бейлиса (процессе по обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика) стали причиной разрыва Василия Васильевича с Санкт-Петербургским религиозно-философским обществом. К концу жизни Розанов отошел от антисемитизма. В одном из своих поздних текстов, в котором философ выражает свое новое отношение к евреям, он также высказывает негативное отношение к европейской цивилизации: «И вот я думаю — евреи во всем правы. Они правы против Европы, цивилизации и цивилизаций. Европейская цивилизация слишком раздвинулась по периферии, исполнилась пустотами внутри, стала воистину «опустошенною» и от этого погибает».


Книги позднего периода носят глубоко личный характер. Произведения «Уединенное» и «Опавшие листья» являются, по сути, собраниями личных мыслей автора, внутренних диалогов, «потока сознания» без какой-либо конкретной цели. Пессимизм, субъективный идеализм и амбивалентность — таковы итоги философского пути Василия Розанова. В поздний период жизни Розанов переживал духовный кризис, который мог являться следствием противоречивого отношения к постулатам христианства.


В своем последнем произведении «Апокалипсис нашего времени» Василий Розанов с болью принимает неизбежность революции, которую считал концом России:
«Никогда я не думал, что Государь так нужен для меня: но вот его нет — и для меня как нет России. Совершенно нет, и для меня в мечте не нужно всей моей литературной деятельности. Просто я не хочу, чтобы она была».