Перед началом съемок фильма "Один из нас" режиссёр Геннадий Полока оказался в затруднительном положении. Снятый им в 1968 году фильм "Интервенция" так и не дошёл до зрителей. Фильм был признан творческой неудачей, а режиссёра обвинили в серьёзных идейных просчётах.
Две осечки подряд могли поставить крест на его карьере.
В качестве "реабилитации" режиссёру предложили снять фильм по "надёжному" сценарию о буднях сотрудников НКВД, точнее говоря, картина предполагалась на шпионскую тематику. Однако Геннадий Полока не был бы самим собой, если бы снял фильм так, как планировали административные органы. В одном из интервью режиссёр сказал, что фильм у него получился достаточно двусмысленный и ироничный.
В результате фильм тоже оказался под угрозой запрета, но по словам Геннадия Полоки ему удалось его отстоять, и лента всё-таки вышла на экраны. В интервью изданию "Совершенно секретно" он рассказывает невероятную историю, как ему удалось пригласить на просмотр двенадцать советских разведчиков. Фильм им понравился, и этот аргумент стал решающим для выпуска фильма на экраны.
Не знаю, как этот фильм смотрелся в те времена, но сейчас воспринимать его в качестве обычного рассказа о работе советских разведчиков не получается. Перед написанием статьи я посмотрел ленту два раза подряд.
В Википедии картина атрибутирована как "Детектив, Военный, Драма". На сайте кино-театр.ру фильм "Один из нас" обозначен как "Шпионский фильм". Фильм безусловно шпионский и с этим трудно спорить, но я бы ещё добавил, что это "Ироничный детектив", тем более, что слово "ироничный" использует в своём интервью режиссёр фильма.
Читал, что некоторые считают этот фильм пародией на шпионские детективы 30-60-х годов.
Оставим эти споры профессиональным кинокритикам. Мне показалось, что фильм действительно подводит черту под советскими шпионскими фильмами 30-60 годов, которые в немалом количестве выпускались у нас в стране. Безусловно фильмы про шпионов продолжали сниматься и в более поздние годы, но они уже не выглядели так наивно, как это было ранее, когда основной задачей шпиона являлся взрыв какого-нибудь объекта.
Замечу, что в этом фильме у немецкой шпионской группировки, действовавшей на территории нашей страны, было две задачи. Во-первых, получение секретных сведений о новых видах вооружения, а, во-вторых, организация взрыва на военном заводе.
В картине показаны различные элементы шпионской деятельности, такие, как вербовка советских людей и организация диверсий. Само собой разумеется, шпионы выглядят несколько глуповатыми, а сотрудники разведки наделены исключительно положительными качествами.
Со слов режиссёра Геннадия Полоки на роль главного героя Бирюкова планировался Владимир Высоцкий, однако не сложилось. В итоги с этой ролью замечательно справился Георгий Юматов.
Как это часто бывает в кино, наиболее яркими получаются образы отрицательных героев. Так случилось и в этом фильме. Нисколько не умаляя прекрасную игру Георгия Юматова, хотелось бы также отметить Николая Гринько в роли агента Келлера, Николая Граббе в роли "грузчика", Игоря Дмитриева в роли Отто Брайера.
Мне кажется, что фильм получился настолько разноплановым, что каждый зритель найдёт в нём свои интересы. Кто-то восхитится игрой актёров, кому-то будет приятно наблюдать за слаженной работой компетентных органов, а кто-то заинтересуется режиссёрскими находками.
Смотрели фильм "Один из нас"? Поделитесь своими впечатлениями!
В статье использованы кадры из фильма "Один из нас".