Заинтересованный читатель на- верняка помнит, что сразу же после гибели корабля по инициативе прези- дента Путина распоряжением премье- ра была создана правительственная комиссия во главе с тогдашним вице- премьером Ильей Клебановым. Она должна была выявить причины аварии и выработать предложения по исправ- лению ошибок. Комиссия работала автономно от следователей, но ее вы- воды были приобщены к материалам уголовного дела и, несомненно, по- влияли на ход расследования.
По вопросам «Курска» я встре- чался с Ильей Иосифовичем Клебано- вым несколько раз. В первые недели после катастрофы Клебанов, в отли- чие от многих военных, был гораздо аккуратнее в высказываниях и ни разу не допустил откровенной глупости и лжи. По многим проблемам наши по- зиции полностью совпадали, в част- ности в оценке действий руководства флота и причин катастрофы.
Задачи следствия и правитель- ственной комиссии часто пересека- лись. И комиссии, и следователям нужно было ответить на вопрос о при- чинах гибели корабля, кроме того, комиссия изучала вопросы, связан-
57
58
ные с недостатками в проектирова- нии корабля, и технические вопросы проведения спасательной операции. Выявление причин и предпосылок тра- гедии – задача как следствия, так и комиссии. Некоторые выводы комис- сии представляют безусловный ин- терес. Так, например, исследования фрагментов легких и прочных корпу- сов СПМБМ «Прометей» и ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова22 не выявили факторов внешнего силового воздей- ствия на исследованные фрагменты, а также отметили отсутствие повреж- дений головного обтекателя практиче- ской торпеды 65-76. Комиссия при- шла к выводу, что причиной неприсоса АС-32 и АС-34 являлось не поврежде- ние комингс-площадки спасательного
Фрагменты практической торпеды, взорвавшейся в 1-м отсеке АПРК «Курск».
люка 9-го отсека, а углубление ко- мингс-площадки относительно уровня резинового покрытия корабля. Эти вы- воды позволяют воссоздать картину и динамику событий.
Но участие в исследованиях представителей ЦКБ «Рубин», которое проектировало «Курск», или включе- ние в состав правительственной ко- миссии адмирала флота Главкома ВМФ Владимира Куроедова вызывают сомнение в объективности комиссии. Военно-промышленный комплекс – это священная корова, а потому были выявлены лишь отдельные малозначи- тельные недостатки при проектирова- нии и строительстве подводной лодки проекта 949А.
Мне попалось на глаза любопыт- ное письмо ЦКБ «Рубин» на имя следо- вателя Артура Егиева от 14 мая 2002 года No 32/2-181, в котором предста- витель «Рубина» объясняет, что пере- городка 22-го шпангоута даже при на- личии давления 40 кг/см2 не выдержала бы силу взрывов23. Эти выводы и легли в заключение правительственной ко- миссии. А включение в ее состав Вла- димира Куроедова автоматически вы- водило Главкома ВМФ России из числа подозреваемых по уголовному делу.
Я убежден, что комиссия была не вправе включать в заключение во- просы, которые она не исследовала. В частности речь идет о выводах ком- плексной комиссионной экспертизы под руководством Виктора Колкутина относительно того, что подводники в 9-м отсеке были живы не более 8 ча- сов с момента трагедии.
Клебанов ничего не ответил на мой прямой вопрос о том, подчища-
Борис Кузнецов. «Она утонула...» Правда о «Курске», которую скрывают Путин и Устинов
Глава 6. Чем учения лучше сбор-похода?
лись ли в штабе СФ документы перед началом работы правительственной комиссии и были ли случаи пропажи каких-либо важных документов. Не ответил потому, что скрывал или не знал. Может быть, и не знал.