Командование флота проигно- рировало этот приказ, и учения по спасению запланированы не были. История не знает сослагательного наклонения, но выполнение распоря- жения адмирала Виктора Кравченко автоматически предполагало нахож- дение в районе учений спасательных судов и дежурных барокамер.
В распоряжении командования Северного флота было два спаса- тельных судна, способных оказать помощь лежащей на грунте подво- дной лодке, – «Михаил Рудницкий» и «Георгий Титов», носители подводных аппаратов, оснащенных водолазными комплексами, барокамерами и сред- ствами поиска.
Несколько лет назад приказом Главнокомандующего ВМФ России все корабли с глубоководными водо- лазными комплексами были исклю- чены из боевого состава из-за вы- хода сроков службы или отсутствия средств на поддержание технической готовности. Если верить приказу, сде- лано это было «в рамках выполнения программы реформирования Воору- женных сил России». Вот уж действи- тельно благими намерениями вымо- щена дорога в ад.
Реально же в августе 2000 года на Северном флоте в строю было лишь одно действующее спасатель- ное судно – «Михаил Рудницкий». «Георгий Титов» не имел командира, барокамер, стыковочных узлов для декомпрессии и был сослан в глубо-
кий резерв. На бумаге в плане бое- вых учений «Михаил Рудницкий» был включен в силы поисково-спасатель- ного обеспечения для оказания по- мощи подводной лодке, лежащей на грунте. По сути это оказалось профа- нацией.
Командир судна «Михаил Руд- ницкий» капитан II ранга Юрий Костин на допросе 28 августа 2000 года при- знал, что в конце июля слышал об авгу- стовских учениях, но их точные сроки известны ему не были. В связи с этим никаких задач о вступлении в силы ПСО судну и экипажу не ставилось.
По словам Юрия Костина, была лишь директива командования о том, что готовность к выходу в море состав- ляет 4 часа. Кстати, готовность других сил, например авиации, составляла 1 час.
Спасательное судно «Михаил Рудницкий».
Неясно, по каким причинам ко- мандование Северного флота про- игнорировало действующий приказ начальника Главного штаба ВМФ об обязательном нахождении в составе дежурных сил флота спасательного от- ряда и отдельных спасательных судов
Борис Кузнецов. «Она утонула...» Правда о «Курске», которую скрывают Путин и Устинов
Глава 6. Чем учения лучше сбор-похода?
с готовностью выхода в море до 1 часа в условиях повседневной жизни флота. Разумеется, непосредственно перед учениями и в ходе них степень готов- ности спасательных сил должна повы- шаться. В дополнительном постанов-
лении следователь Артур Егиев в двух позициях уточняет – можно сказать, усиливает – обвинительную составля- ющую неготовности Северного флота к проведению поисково-спасательной операции.
«С. 120 Несмотря на указания ст. 2.6.6 Приказа Командующего Северным флотом, «Инструкция по организации поисково-спасательной операции на Се- верном флоте», которая определяет, что часовая готовность объявляется на период мероприятий боевой подготовки подводных лодок в море: ракетных и торпедных стрельб, совместной боевой подготовки подводных лодок и надвод- ных кораблей», и п. 18 НПСО ВМФ-95, где указано, что время готовности к выходу дежурного спасательного отряда, дежурных сил поисково-спасатель- ной операции – 1 час, «Михаил Рудницкий» с подводными аппаратами на бор- ту имел готовность 4 часа; «Алтай» – 24 часа.
В Плане же поисково-спасательной операции не определялось, на каком этапе будет объявлена готовность No 2 (1 час), в связи с чем корабли были в готов- ности No 3 (4 часа).
При этом «Михаил Рудницкий» является единственным судном-носителем с подводными аппаратами на Северном флоте, так как «Георгий Титов» нахо- дится в резерве.
С. 124 (после абз. 2) дополнить словами:
Согласно НПСО ВМФ-95 предусмотрены следующие правила организации де- журства сил оказания помощи экипажу аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, п. 94 к решению задач спасения привлекать:
– спасательные суда с глубоководными водолазами и ГВК и др., подводные лодки, однотипные с аварийной;
– п. 95 В дежурство назначать одно из следующих спасательных судов: судно- носитель подводных аппаратов со спасательными и рабочими;
– судно с ГВК со спасательным колоколом (для рекомпрессии);
– спасательное судно с подводными аппаратами и ГВК со спасательным ко- локолом;
– п. 96 Задачу проведения рекомпрессии возлагать на суда с барокамерами и медицинские учреждения флота (Том 29, л.д. 205).
Согласно п. 94 НПСО ВМФ-95, в СПР должны участвовать глубоководные во- долазные комплексы, водолазы-глубоководники и барокамеры.
Как видно из последствий аварии, в противном случае (в случае отсутствия ГВК, водолазов и барокамер) поисково-спасательная операция не может счи- таться организованной.
Имеющиеся на СФ водолазные комплексы ограничены по глубине до 40 м и до 60 м. АЛЛ затонула на глубине 108 м».