Какая разница, как назвать боевую учебу? Как оказалось, разница есть, и весьма существенная.
В августе 2000 года соедине- ния Северного флота, в соответствии с годовым планом боевой подготовки ВМФ России, должны были провести в Баренцевом море сбор-поход кораб- лей во главе с флагманом «Петром Великим». Вместо этого с 10 по 13 ав- густа командование флота запланиро- вало проведение комплексной боевой подготовки.
Такая форма учений, как ком- плексная боевая подготовка, не пред- усмотрена ни одним руководящим до- кументом ВМФ. Я пытался выяснить, почему произошла замена одного вида боевой учебы на другой, но однознач- ного ответа не получил. Нет его и в материалах уголовного дела.
В неформальных беседах моря- ки говорят, что все дело в деньгах. Ког- да на полноценные учения средств не хватает, проводят то, что можно про- финансировать. Состав сил комплекс- ной боевой подготовки, количество и качество упражнений, сроки проведе- ния показывают, что по всем парамет- рам это мероприятие соответствует полномасштабным учениям. Для про- ведения полномасштабных учений не- обходимо разработать целый пакет документов. План учений сбор-поход утверждает Главком ВМФ. Следова-
тельно, если бы это был сбор-поход, все аспекты плана должны были бы рассматриваться и оцениваться в Глав- ном штабе ВМФ, где собраны перво- классные специалисты. Более того, в этом случае службы и флагманские специалисты не только должны были бы согласовать разделы плана учений, но и проверить их исполнение как при подготовке кораблей, так и в районе учений, обеспечивая в том числе и по- исково-спасательную операцию.
При комплексной боевой под- готовке от Главкома ВМФ утвержде- ния плана не требовалось, а поэтому ответственность за ее проведение целиком лежала на руководстве Се- верного флота. При подготовке и про- ведении сбор-похода запрещены мас- совые отпуска в штабах, на кораблях, авиаподразделениях. При той форме боевой учебы, которую использовали в августе 2000 года, такого запрета нет, так как нет самой такой формы обучения. Поэтому целый ряд руко- водителей, например, командир 7-й дивизии атомных подводных лодок, в состав которой входил «Курск», контр-адмирал Михаил Кузнецов и ко- мандующий флотилией вице-адмирал Олег Бурцев отдыхали, а это не могло не сказаться на качестве подготовки кораблей и экипажей, а также на обе- спечении поисково-спасательной опе- рации.
В заключении экспертизы, про- веденной с участием вице-адмира- ла Валерия Рязанцева, а также в его книге дана оценка этим учениям Се- верного флота. Не могу не процити- ровать эту не опубликованную в бу- мажном варианте книгу.
47
48
Борис Кузнецов. «Она утонула...» Правда о «Курске», которую скрывают Путин и Устинов
«Главный штаб ВМФ молчаливо согласился с тем, что на Северном флоте са- мовольно изменили годовой план боевой подготовки и в очередной раз решили провести липовые тактические учения. Москва также не возражала, что при подготовке «комплексного выхода на боевую подготовку» не были выполнены две директивы Главного штаба ВМФ, которые предписывали в период учений провести совместные учения спасательных сил ВМФ и спасательных сил фло- та, а также контрольные испытания торпеды УСЭТ-8018. Учения спасательных сил вообще не разрабатывались, а на контрольные испытания торпеды коман- дование флота направило совсем не тех офицеров, которые должны были эти испытания проводить».
Согласно разработанному плану, подписанному начальником управления боевой подготовки СФ, вице-адмира- лом Юрием Бояркиным и утвержденно- му адмиралом Вячеславом Поповым, в учениях были задействованы 6 подвод- ных лодок, 9 надводных кораблей, 9 вспомогательных судов, 22 самолета, 11 вертолетов, а также 10 сухопутных частей. На первом этапе флот перево- дился с «мирного» на «военное вре- мя», производилось развертывание сил на предполагаемом театре военных действий. Второй этап предусматри- вал отработку боевых задач кораблями авианосной многоцелевой группы и раз-
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».
нородными силами флота по разгрому корабельных группировок противника. Было запланировано нанесение услов- ного ядерного удара по определенной акватории.
Одновременно с этим проводи- лись государственные испытания зенит- но-ракетного комплекса «Петра Вели- кого» и автоматизированной системы управления большим противолодочным кораблем «Адмирал Чабаненко».
Видимо, желание совместить несовместимое, провести учения и сходить в отпуск, побудило адмира- лов проявить смекалку, и они приду- мали «комплексную боевую подготов- ку». Главком ВМФ Куроедов смотрел на инициативы североморцев сквозь пальцы, обеспечивая себе спокойную жизнь.