Найти тему
Милена Хайдарова

Работы архитектора-публициста Адольфа Лооса

1) CAFÉ MUSEUM, ВЕНА(1899)

Café Museum — одна из первых больших работ Лооса. Заведение в 1899 году открыл Людвиг Фриш, раньше содержавший кафе рядом с венским Музеем истории искусств — отсюда название заведения. Адольф Лоос, незадолго до этого опубликовавший серию статей с резкой критикой австрийского дизайна, получил шанс показать свое видение того, как должен выглядеть современный интерьер.

Кафе находилось совсем рядом со зданием Венского Сецессиона — главного художественного объединения в городе, отличавшегося любовью к сложному орнаменту. Лоос же считал, что орнаменту нет места в новой архитектуре. Этот принцип он через несколько лет декларировал в эссе «Орнамент и преступление».

2) Вилла Карма, Монтрё, Швейцария (1904 - 1906 гг..)

Лоос перестроил крышу виллы, превратив ее в террасу, и добавил еще один этаж. Террасы есть и в части дома, обращенной к Женевскому озеру. Внутри помещения образуют сложную сеть, построенную вокруг центрального атриума.

-2

Интерьер Виллы Карма, Монтрё, Швейцария (1904 - 1906 гг.)

Для оформления интерьеров архитектор использовал дерево, а также черный, белый и розовый мрамор. Пожалуй, самое знаменитое помещение виллы Карма — облицованная черным мрамором ванная комната с бронзовыми дверями. Библиотека украшена витражным окном с абстрактным рисунком. Любовь к дорогим и редким материалам Лоос унаследовал от отца — скульптора и каменщика, умершего, когда архитектору было девять.

-3

3) AMERICAN BAR, ВЕНА(1908г)

Построенный в 1908 году American Bar — самый маленький бар в Вене и первый коктейльный бар в городе, славящимся своими кофейнями. С 1893 по 1896 год Лоос жил в США, что вдохновило его на создание American Bar в Вене.

Фасад украшен четырьмя пилястрами из красно-белого греческого мрамора. Рисунок камня создает иллюзию объема, а светлая нижняя часть пилястр напоминает базу колонны — это отсылка к формам классической архитектуры.

-4

Фасад украшен четырьмя пилястрами из красно-белого греческого мрамора. Рисунок камня создает иллюзию объема, а светлая нижняя часть пилястр напоминает базу колонны — это отсылка к формам классической архитектуры.

-5

Адольф Лоос использовал в маленьком помещении зеркала, чтобы визуально расширить пространство. Потолок и барная стойка покрыты панелями из красного дерева. На полу — плитка из белого и зеленого мрамора. Стены отделаны ониксом — когда на них падает свет с улицы, камень приобретает цвет виски. Мебель покрыта зеленой кожей, как в салонах автомобилей того времени. Интерьер также украшен витражной вывеской призматической формы с рисунком американского флага.

Бар часто сравнивают с полотнами кубистов — современников Лооса. На стене висит портрет писателя Петера Альтенберга, близкого друга архитектора.

-6

В Первую и Вторую мировую войну бар закрывался, и к концу века пришел в состояние упадка. Все изменилось, когда в 1995 году его управляющей стала Марианна Кон — издание Welt называло ее «самой известной барменшей города». По словам Кон, ее предки, изготовители мебели Яков и Йозеф Кон, работали вместе с Адольфом Лоосом.

4) «ОРНАМЕНТ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ» (1910г)

«Орнамент и преступление» - это эссе и лекция модернистского архитектора Адольфа Лооса , в котором критикуется орнамент в полезных предметах.

-7

5) Дом Штейнера, Вена, Австрия (1910 гг..)

Один из самых знаменитых особняков Адольфа Лооса. По существовавшим в то время правилам застройки в пригородном районе Хитцинг разрешалось возводить только одноэтажные виллы, но Лоос умело обходит это распоряжение. Со стороны улицы дом Штайнера предстает симметричным одноэтажным объемом с медной крышей в четверть огромного цилиндра, а садовый фасад обнаруживает трехэтажное здание с двумя ризалитами. Прямоугольный выступ с террасой, нарушая симметрию боковых фасадов, перекликается с объемом мансарды над входом. Игра простых архитектурных форм, крупные квадратные и «лежачие» проемы без обрамлений на фоне гладко оштукатуренных поверхностей первично вызывают ассоциацию с утилитарными постройками.

Исполненный в рационалистическом духе особняк при этом не лишен живописности, достигнутой различием фасадов и динамикой геометрических форм.

-8

Интерьер Дома Штейнера, Вена, Австрия (1910 г.)

Интерьер дома Штайнера схож с ранними работами Лооса в квартирах доходных домов. На цокольном этаже располагается единое, вытянутое на 12,6 метра жилое пространство, где зонирование на столовую, гостиную и музыкальную комнаты осуществляется только при помощи мебели. Согласно функциональной схеме помещения в особняке делятся на обслуживаемые и обслуживающие. Первые предназначались для жизни хозяина и его друзей, вторые составляли группу служб. Обслуживаемое пространство четко отделено от обслуживающего, расположенного в подвале или на верхних этажах под кровлей.

-9

6) Дом Goldman & Salatsch, Вена, Австрия (1910 - 1912 гг..)

-10

7) Дом Scheu, Вена, Австрия (1912 г. )

-11

8)Tribune competition entry, Чикаго, США (1922 гг..)

-12

9) Кресла дизайна Адольфа Лооса (1910 г.)

-13

10) Дом Мюллера, Прага, Чехия(1928 - 1930 гг.)

Этот построенный в 1928 – 1930 годах дом — одна из самых известных и важных работ Адольфа Лооса. Архитектор жил в Вене, но много работал в Чехии — там он родился и сохранил связь с этой страной. Владелец дома, Франтишек Мюллер, был сооснователем одной из самых крупных строительных фирм в Чехии в период между двумя мировыми войнами.

Вилла Мюллер также построена по принципам теории Raumplan и считается самым ярким ее воплощением. Комнаты в доме обладают различной высотой потолков и сгруппированы вокруг центральной лестницы. Все помещения связаны ступеньками. Вместо несущих стен иногда используются колонны.

-14

Интерьер дома Мюллера, Прага, Чехия(1928 - 1930 гг.)

Raumplan позволил создать в доме полностью проходное пространство. Входная группа покрыта плиткой темного цвета, обладает низкими потолками и открывается в гардеробную с белыми стенами и большим окном. В дальнем конце этой комнату находится маленькая полукруглая лестница, ведущая в гостиную. Вход в нее отмечен мраморными колоннами, а потолки в этом помещении выше в два раза. Дальше проход идет через столовую на верхние этажи. На крыше находится терраса. С одной ее стороны стоит стена с окном, обраляющим вид на Пражский собор.

Чем выше, тем более приватными становятся помещения. На самом верху расположены кабинет и комната хозяйки дома. Это помещение находится в центре дома и снабжено небольшим возвышением, откуда открывается вид на гостиную. В этом доме Лоос также соблюдает принцип театральности пространства.

-15
-16
-17

Почти все его дома представляют собой простейшие объемы белого цвета без какого-либо декора на фасадах. Внутри же них — интерьеры, отделанные самыми дорогими и редкими материалами своего времени.