Найти в Дзене
Лариса Говорухина

Не будь завистлив, мелочен и злобен. Вот простые секреты жизни длиною в сто лет

Моя землячка Пелагея Петровна Чулкова в свои сто лет из дома уже не выходила, но довольно бодро передвигалась по квартире.

В свои сто лет она сохранила ясную память. Любила казачьи песни, в 95 лет исполнила для своей семьи песню, в которой восемь куплетов. И ни строчки не забыла!

Но эта женщина не обладала богатырским здоровьем - в 50 лет перенесла тяжелую онкологическую операцию.

Но у Пелагеи Петровны была такая сила воли и любовь к жизни, что даже самая страшная болезнь отступила.

"Чтобы долго жить, - говорила мне она,- не надо никогда и никому завидовать, не надо жадничать, злобствовать - и себе нервы сохранишь, и тем, кто рядом живет. А злобные люди долго не протянут, они себя сами изнутри поедают".

Рассказала она о своей жизни. Семья ее жила в хуторе и росло в этой семье тринадцать детей. Все были работящие, дружные.

С ранних лет Пелагея знала: хочешь жить - надо много работать. У каждого ребенка были свои обязанности.

Старшие дети вскапывали огород, младшие сажали картошку, моркошку. Помогали сено косить отцу, наравне со взрослыми вязали снопы, молотили хлеб на току.

Девочки помогали матери дома. Семья большая, так что только на одни свежевыстиранные рубахи веревки не хватало.

Как только в доме затевалась стирка, по двору от сушившегося белья пройти было невозможно.

А еще надо было ухаживать за живностью, пасти коров, овец. всем работы хватало. Пелагея Петровна считала, что только благодаря своему трудолюбию ее семья и выжила.

По деревенским понятиям, замуж она вышла поздно - в 30 лет. Приданного-то особо не было, так что в первую очередь сватали девушек из состоятельных семей. Но тем не менее, Пелагея не прогадала.

Многие ее подружки терпели от своих мужей побои и унижения, а ей попался человек смирный, уважительный, да к тому же и грамотный.

До войны в семье уже было четверо ребятишек. Муж ее работал бухгалтером.

Но вот беда - застудился однажды очень сильно, слег в больницу. Пелагея в это время туда устроилась работать прачкой.

Потом увидела, что он чахнет с каждым днем, попросила врача отпустить мужа домой, мол, у них рядом речка, лес, воздух целебный - он там быстрее поднимется, чем в больничных стенах.

Врач пошла навстречу. И Пелагея теперь лечила мужа сама. Заставляла его пить топленое сало с медом, много гулять по лесу..

Его хотели отправить в санаторий, но даже сама врач отсоветовала. Говорила: "Ты там наберешь пару килограммов, а по обратной дороге домой опять все потеряешь. А Пелагея тебе дома хорошее питание организует, такого ни в одном санатории не увидишь".

Мясо, молоко, сметана, яйца - все было свое, и Пелагея практически без всяких лекарств , на одних только натуральных продуктах поставила мужа на ноги...

Вот и подумалось, если бы у нас были натуральные продукты в магазинах, то аптеки бы позакрывались и врачи бы остались без работы...

В первый год войны многодетного отца на фронт не взяли, но в 1942 году призвали.

На фронте он опять сильно простудился и, когда пришел после окончания войны домой, совсем немного пожил - с месяц, оставив Пелагею одну с четырьмя детьми.

- Я за мужем жила как за каменной стеной, - рассказывала Пелагея Петровна - он все доставал, приносил домой, словом, был добытчиком. Я в основном занималась детьми.

Когда в больницу пошла работать, он меня отговаривал: там, мол, тяжелая работа. А я смеюсь: нашел, чем испугать, я работы с детства не боюсь. А что горы белья надо перестирать вручную, так это дело привычное. Тогда стиральных машин не было.

-Я считаю - говорила моя собеседница, что современные женщины живут гораздо легче, чем мое поколение.

Мы ведь все тащили на себе - воду, хозяйство, детей. В четыре утра вставали, в 12 ночи ложились. Как только голова к подушке припадет - сразу же и засыпаешь. Что такое бессонница мы и не знали...

После смерти мужа Пелагея вместе с детьми перебралась в город, помогала восстанавливать разрушенный Сталинград.

Шли годы, дети выросли. Дочь Анна и сын Валентин стали строителями, Владимир работал на заводе. Виктор был военным и трагически погиб.

Самое тяжелое горе для матери - пережить своих детей. Оно настигло Пелагею Петровну. Все ее четверо детей переселились в мир иной. А мать осталась жива.
Это горе подкосило ее. О детях говорить с этой женщиной было нельзя - сразу начинала плакать, и успокоить ее было трудною
О ее сыновьях и дочерях мне рассказывали родственники Пелагеи Петровны.

Моему приходу в ее дом Пелагея Петровна была рада. Потому что это повод вспомнить что-то из своего прошлого. Своих, домашних, уже ничем не удивишь - историю ее жизни они знали очень хорошо.

Так что свежие уши были ей в радость.

Она рассказала, что дачу свою отписала внукам. Их у нее было шестеро. Да еще восемь правнуков и четыре праправнука... Ждала пятого.

"Я ведь всех внуков, - рассказывала, - сама вынянчила. И кормила их, и гуляла с ними, сказки рассказывала. Правнуков тоже нянчила, пока силы еще были. Я в 92 года закрутки на зиму делала. Постирушки сама устраиваю. Когда долго без дела сижу - болеть начинаю".

Врачами Пелагея Петровна была не очень довольна.

, - говорила, - их не вызываю, я сама себе врач. Вот живот начал что-то болеть. Пришла врач, я ей жалуюсь. А она говорит, что это, мол, старость.

А я отвечаю: старость-старостью, а болезнь-болезнью. Есть она - значит, умей вылечить, ведь вас этому столько лет учат.

А вот молодая врач пришла - хорошая, всю меня прослушала, прощупала, давление измеряла. Неравнодушная. Таких уважаю".

К еде Пелагея Петровна была практически равнодушна. Сноха Тамара, у которой она жила, готовила по ее просьбе вегетарианские супчики. Каждый день - разные.

Утром поест немного, а обед и ужин часто пропускала. Зато выпивала каждый день литр кефира. Любила сливы, виноград.

Родные не обделяли вниманием старушку, баловали ее как могли. Правда, на внука Геннадия она обижалась, мол, редко его видит. А внук оправдывался, ведь жил в другом городе.

Зато на столетие бабушки они с супругой привезли огромный торт с надписью: "100".

Кто-то из гостей пожелал Пелагее Петровне дожить до 105 лет. А она на это обиделась: дескать, почему только до 105 годов, я может еще сто лет хочу поглядеть на белый свет...

Вот такая замечательная женщина жила в нашем городе. Может рассказ о ее жизни кому-то поможет продлить жизнь собственную? Очень хочется на это надеяться.

Дорогие мои читатели, пишите комментарии, ставьте лайки, если материал понравился. Не забывайте.

Не ругай ты мужа зря

Хозяева пса нашлись

Как откупилась от волка

Позднее счастье

А что дальше

Как "разводят" пенсионеров

Счастье

А ведь судьба мне - мачеха!

Я всегда буду тебя помнить. И любить

Мама