Архимандрит Иоанн Крестьянкин (в миру – Иван Михайлович Крестьянкин, 1910-2006) прожил почти век. По образованию – бухгалтер, финансист. Прошел многие испытания жизни - тюрьмы, ссылки - в которые его сажали по доносам и идеологическим соображениям. Служил в Псково-Печерской обители потом почти 40 лет.
И при всем этом, он не потерял, а, напротив, укрепился в Боге, в любви к людям. Прибывавшие к нему замечали важную особенность старца: он любил каждого, к каждому относился с теплотой и вниманием.
Вот, что старец Иоанн говорит о современной жизни с Богом (а ведь он был почти нашим современником):
«Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти, от врага возбуждаемые, бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно жить по заповедям Божьим»
(Старец Иоанн Крестьянкин «Духовная аптека»).
В народе есть поверие: этим миром правит князь мира сего – сатана. Старец Иоанн (и не только он), разрушает это поверие, говоря, что князь правит лишь преступным миром. Божьим миром на земле правил и правит Бог. И если человек не преступает законов Божьих, не совершает преступлений против Бога, то он всегда пребывает с Богом. В любом, современном ему, мире.
Удивительно то, что когда самого молодого Иоанна (тогда просто - Ивана Крестьянкина), невинно осужденного, посадили по ложному обвинению в тюрьму, то заключенные очень уважали его. А ведь с ним «мотали срок» настоящие преступники, и казалось бы, люди далекие от человечности. Но они, в этом молодом мужчине, со слабым зрением, в очках, не спортсмене или бугае, а бывшем бухгалтере, чувствовали Божье и настоящее человеческое. Уважали, слушали его, не трогали. Дух Божий в человеке чувствуется.
Вот, что удивительное сказал старец Иоанн Крестьянкин о молитве:
«Молиться надо, это и есть школа молитвы. Молитве лучше всего учит суровая жизнь» (там же).
Как ведь бывает, начинают у человека происходить трудности, он начинает «падать» в пороки, чтобы уйти от боли. Дает себе «обезболивающую выпивку» в крупных дозах, чтобы забыться от худой реальности, и еще хуже себе делает. Или жалеть себя начинает и ничего не делать. Авось, все рассосется само. По мановению волшебной палочки, без труда всякого со стороны человека.
А старец Иоанн другое говорит: чем суровей жизнь – тем чище и сильней молитва. Именно, в такие трудные периоды и надо молиться. И о себе самом вспоминая, старец говорит, что в годы гонений и невыносимых трудностей, у него была самая сильная молитва. Никогда, потом в жизни, он не чувствовал такой близости Христа.
Вот, что еще добавляет старец Иоанн про молитву:
«Дело не в количестве молитвы, дело в живом обращении к Живому Богу».
В современной жизни бывает и вот как еще: приходят такие обстоятельства, с которыми человек сам справиться не может, и другие люди не хотят или не могут помочь. И чувствует человек такой в душе холод, в жизни – пустоту, безвыходность, и, вроде как, одиночество.
И это вгоняет его в огромный стресс.
Старец Иоанн дает простое напутствие:
«Надо понять свою ненужность никому, кроме Бога».
Или что нужна:
«Вера в то, что Господь к тебе ближе, чем кто-либо из самых близких. Он слышит не шелест уст твоих, но слышит молитвенное биение твоего сердца и чем оно наполнено в момент твоего обращения к Богу».
Не слова молитвы важны, а более всего, что за состояние души, из которого они произносятся. Иногда, и не нужно слов. Приходит к человеку такое духовное состояние и расположение, что открывается в нем Богом просимое без слов.
Другую сторону подчеркивает старец Иоанн в современном мире: гонку за славой, тщеславие. Мол, жизнь тогда хороша, когда ты в славе, ей согрет. Но старец оберегает от этого, говоря, что тщеславный человек подобен бесплодной смоковница, дереву без плода. Тянется оно высоко ветвями вверх. Потому что плодов на ней нет.
А дерево плодотворное, от тяжести плодов, ветви вниз опускает, их подпирать приходится.
В перипетиях жизни важно Волю Божью слушать, наблюдать ее проявления в жизни своей.
Старец Иоанн Крестьянкин замечает, что три воли действуют в человеке:
- своя,
- вражья
- и Божья.
Никто от борьбы воль (и мотивов) не освободит. Надо научиться опытно понимать Волю Божью и выбирать ее, как основную.
Каков критерий?
Когда выбираешь Божье, после этого, через время, благодать приходит, чувство правильности, уверенности. Напряженность внутренняя уходит.
Вот какую простую, но важную вещь, замечает старец:
«Будешь жить для Бога, ради Бога и во славу Божию – вот и спасение, вот и истинный, а не эфемерный смысл жизни».
Здесь еще важный момент – о работе – подчеркивает старец Иоанн Крестьянкин.
Люди часто связывают смысл жизни с какой-то особой работой, которую нужно делать. Мол, она значимая, творческая, необычная. Этого ищут, этого ждут, и через это что-то надеются обрести.
Старец Иоанн не говорит, что плохо этого желать, плохо найти ту работу, что по душе. Но о другом говорит. Ведь не сразу такая работа находится. И жизнь не ограничивается только одной такой работой. Он замечает другое:
«Волю Божию можно и нужно выполнять в любом деле, и при любых занятиях, и на любом месте. Дело не в том, чем мы занимаемся, а как мы относимся к делу и что для нас главное» .
Особенно, это касается творчества.
«Одно дело во славу Бога проповедовать творчеством и жизнью своей. Другое – во славу свою блеснуть, отличиться».
То для Бога делается, подчеркивает старец, что с любовью к людям делается.
Старец Иоанн дает главное и простое напутствие:
«Живите каждый день с Богом, и Он проведет сквозь бури жизни. Все Им, все от Него, и все к Нему».
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.