Повторю мысль, которая часто приходит в голову: «В школе детей воспитывают и учат бабушки!» Возразите, что знаете умненькую литераторшу, которая бегает по утрам? И ещё есть химичка, которая… и ещё биолог… Да, бывают исключения, но министерство подводит итог: школьным учителям к пятидесяти и за пятьдесят, поэтому проблемы не только со здоровьем, но и с восприятием мира. Когда-то «Маленькая Вера» была взрывом – а сейчас в любом телефоне у подростка столько всего, рядом с которым «Интердевочка» – образец высокой морали.
А на ТВ идут программы: «Беременна в 16», а то и в 14. И рассказывают, как всё было, причём никаких: «Ах, я вся дрожала! Ах, он такой необыкновенный!» Самый обыкновенный: пришёл, позвал, я пошла, потом ещё, а потом забеременела… а мамка сказала… а я ответила…
Поможет ли половое просвещение? Держал в руках переводную книгу «Как я появился на свет». Судя по картинкам, издательство АСТ выпустило эту книгу для детей. Весь процесс описывается в таких вот выражениях: «...Когда папа вставляет краник в мамину дырочку, из краника выплывают головастики и попадают в мамин животик...» А вдруг ребёнок впечатлительный? Как он себе этот краник с головастиками представит?
А ведь это проблема! Российская Дума ратифицировала Конвенции о защите детей от сексуальных преступлений – значит, по букве и духу Конвенций, в школах должны проводиться занятия по половому просвещению. И кто их будет проводить? Те бабушки-учительницы, о которых я говорил? Так они твёрдо знают, что такие уроки ««противоречит нормам нравственности, а также традициям России».
А ещё проблема в том, что у нас многонациональные и многоконфессиональные классы, причём чем дальше, тем больше это явление распространяется – в нашем городе уже есть школы, расположенные в местах компактного поселения выходцев с Юга и Востока – там в 5 – 6 классах из 30 учащихся русских меньше десяти, а то и пяти. И как в таком классе будут «проводиться занятия по половому просвещению», по ратифицированной нами Конвенции обязательные?
Ученый секретарь Российского научного сексологического общества Е. Кащенко объясняет в интервью: «Я не говорю о том, чтобы в школе проводились занятия по половому воспитанию. Вы что?! Мы издали серию книг «Откровенный разговор про «это». В качестве иллюстрации использовали классические произведения искусства, которые дети могут видеть в музеях. Но мы не можем даже принести книги в школу! В 2012 году появился закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон запрещает изображать и описывать действия сексуального характера детям в возрасте до 16 лет. Единственное, что мы можем, это дать книгу родителям, чтобы они в семье занимались половым воспитанием и просвещением. Да в школе и некому заниматься половым просвещением – кто это будет делать: краснеющая от стыда учительница биологии?»
Кроме того, очень многие и родители, и учителя искренне считают, что жила Россия без всякого безобразия – сексуального воспитания, и дальше проживёт, но специалисты считают, что есть только два пути: или подростку будет говорить о роли секса в жизни человека специалист, или глаза ему откроет порносайт, который всё сводит к биологии (краник и дырочка!) Но ведь научиться поддерживать любовные отношения, уметь заботиться не о «сексуальном партнёре, а о любимом, думать о будущем, в том числе о беременности (и не о том, как предупредить, а о том, как ждать желанную), и о будущих детях – всё это тоже входит в понятие воспитание – кто в школе может этим заниматься?
У человека две составляющие: духовная и телесная. Они должны находиться в гармоничном единстве, которое дает культура, в том числе сексуальная. А культуру нужно воспитывать, но пока вопросов больше, чем ответов.