Найти тему

Лицензии на программное обеспечение или как продать душу за 1 клик

Вы только что согласились отдать свою душу? Правда? Читали ли вы последнее лицензионное соглашение, с которым согласились? Возможно, вы именно так и поступили, но вы об этом никогда не узнаете. Пришло время изменить баланс законов о защите прав потребителей.

Давайте будем честными, сколько из нас виновны в том, что нажимают кнопку "Я принимаю", не удосужившись прочитать лицензионное соглашение?

Если вы подключились к онлайн-сервису или установили приложение на свой смартфон или компьютер, то перед тем, как получить доступ к продукту или услуге, вам пришлось бы взаимодействовать с соглашением, заключенным по принципу click-wrap.
Для подавляющего большинства пользователей пропуск деталей и нажатие кнопки "Я принимаю" стало рефлекторным действием.
В конце концов, у кого есть время продираться сквозь страницы юридического текста?


У всех нас напряженная жизнь, так что это вполне разумное оправдание. Но в какой-то момент вы должны задуматься: "На что я только что согласился?".
Кто заметит?
Я не знаю ни одного эмпирического исследования, в котором бы измерялось количество раз, которое пользователи читают эти юридические тексты, но в 2010 году был проведен интересный эксперимент.


В рамках апрельского розыгрыша компания GameStation решила включить в свои правила и условия следующий пункт "Бессмертная душа" и посмотреть, заметят ли клиенты изменения.
Размещая заказ через этот веб-сайт в первый день четвертого месяца 2010 года Anno Domini, вы соглашаетесь предоставить нам непередаваемую возможность претендовать на вашу бессмертную душу, отныне и навсегда. Если Мы захотим воспользоваться этой возможностью, вы соглашаетесь отдать свою бессмертную душу и все свои права на нее в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения письменного уведомления от gamesation.co.uk или одного из его должным образом уполномоченных приспешников.


Только 12 процентов покупателей заметили уловку и нажали на кнопку отказа. Эти проницательные покупатели получили ваучер на 5 фунтов стерлингов.
Шокирующим образом это означает, что 88 процентов или 7500 покупателей согласились отдать свои души. Трудно сказать наверняка, сделали ли они это добровольно или потому, что не прочитали соглашение, но я готов поспорить, что вероятной причиной был рефлекс "я согласен". В конце концов, кто станет сознательно отказываться от ваучера на 5 фунтов стерлингов?


Компания GameStation была ошеломлена щедрым предложением стольких душ, но очень любезно аннулировала все претензии на души своих клиентов на следующий день.
Хотя это был всего лишь розыгрыш, он свидетельствует о том, что подавляющее большинство людей не читают, не говоря уже о том, чтобы понимать, что они связывают себя юридическими обязательствами.
Этот факт не остался незамеченным для тех, кто работает в сфере программного обеспечения и в значительной степени полагается на контракты, заключаемые по принципу "клик-кляк".
Берите или не берите...


В сущности, соглашения "клик-обертки" - это контракты стандартной формы. Составленные заранее, с фиксированными условиями, не подлежащими обсуждению, эти контракты всегда предлагаются "как есть", не давая потребителю возможности вести переговоры.
При потенциально миллионном количестве клиентов такие тупые инструменты, как соглашения "click-wrap", стали эффективным способом установления юридически обязательного соглашения с потребителями. С точки зрения эффективности, это трудно оспорить.
Но как авторы этих соглашений, это дает бизнесу свободу определять использование и способ защиты своей интеллектуальной собственности. С этой целью такие условия составляют большую часть соглашения.
Ограничения на использование продукта в частной или коммерческой среде.


Ограничения на то, сколько пользователей могут использовать продукт и когда. Ограничения на то, как вы можете хранить и делать резервные копии продукта.
Запрет на использование любых инструментов и методов для реинжиниринга продукта или для обхода любых технических ограничений или ограничений продукта.
Условия о том, можете ли вы перепродавать или переуступать право собственности на продукт.
Запрет на использование продукта для вмешательства или совершения каких-либо незаконных действий.
И этот список можно продолжить.