Найти тему
Загадки истории

Кто сообразил окружить немцев в одном из решающих сражений в Великой Отечественной войне?

Написать эту статью меня сподвигла книга Георгия Константиновича Жукова «Воспоминания и размышления». Если точнее, то один фрагмент из неё. Там много интересного. О некоторых вещах я рассказывала в других статьях. Теперь пришел черед этого момента. А именно: маршал пишет, как 12 сентября они с Василевским, находясь в кабинете Сталина, отошли в сторонку и стали обсуждать, как же выбить немцев из города. Чрезвычайно важно было сделать это. И тогда якобы самому Жукову пришла в голову идея: армию Паулюса нужно окружить. Но тут возникает много вопросов.

Далее написано, что Сталин «подслушал» разговор, одобрил идею. И дальше уже перешли к деталям. А потом была реализована сама операция, которая оказалось чрезвычайно удачной. Гитлеровцы были сломлены. Дальше вести войну стало легче.

Подчеркну, что Сталинград не переломил до конца ход войны, как иногда об этом пишут. Советским солдатам, нашему народу еще через многое предстояло пройти. Но это была очень важная победа. Ключевая – несомненно.

Это был не Жуков

Есть альтернативная версия. Дескать, сам Иосиф Виссарионович придумал, что можно окружить немцев в Сталинграде. Я ничего не исключаю. Но если теория Георгия Константиновича подтверждается хотя бы им самим, что слабенько в плане доказательств, но хоть как-то, то теория про Сталина не подтверждается вообще ничем. За версию о гении Сталина высказываются до сих пор люди, которые боготворят Иосифа Виссарионовича. Нам кумиры не нужны. Сотворять их не будем, поэтому двигаемся дальше и разбираемся.

Кто остается? Василевский? Давайте не будем про него. Вмешивать третьего человека в эту историю не имеет смысла – только путаться.

Чтобы сложилась картинка, нужно знать, что попыток окружить немцев под Сталинградом было несколько. Увы, они были неудачными.

Несостоявшиеся котлы

20 августа 63-я и 21-я армии решили использовать окружение, чтобы остановить и захватить в плен 6-й немецкой армии. Дело было в одной из излучин Дона. Немцы смогли отбиться, не дали советским бойцам завершить окружение.

-2

Идем дальше: когда 18 сентября Паулюс вышел к Волге, то два фронта – Сталинградский и Юго-Западный – попытались зайти с флангов, чтобы организовать котёл. Отличная была идея. Только немцам удалось отбиться. 3 дня шли сражения. Наступающая Красная Армия несла большие потери, поэтому было принято решение об отказе от операции.

7 октября 1942 года вышла директива об операции, которую мемуаристы называют «Дон». 20 октября силами войск Донского фронта нужно было прорвать оборону немцев на заранее определенном участке и окружить часть гитлеровских войск. И здесь ничего не вышло. Еще одна неудача.

Из всего этого можно сделать несколько выводов по теме.

«Гениальность» командования

Меня смущают две вещи. Они же и выводы, о которых я писала. Во-первых, как указано, еще на подступах к Сталинграду проводилась масса операций, целью которых было окружение противника.

Проще говоря, допустим, Жуков действительно придумал окружить армию Паулюса в Сталинграде. И что же в этом гениального? Очередное окружение. Такое мог «сочинить» и лейтенант после военного ВУЗа. Дали бы ему карту, показали бы, как располагаются силы, и он бы предложил такой вариант. В этом нет никаких сомнений. Поэтому не очень понятен пафос, с которым представлен эпизод.

-3

Георгий Константинович, безусловно, молодец. Но ничего гениального в предложении окружения не было.

Во-вторых, несколько окружений под Сталинградом закончились неудачно. Было рискованно предлагать еще одно. Очередное. Ведь Сталин мог раскритиковать эту позицию. Почему не сделал этого? Вопрос.

Это, безусловно, аргумент в пользу Иосифа Виссарионовича. Думаю, что он не раскритиковал план по окружению, потому что сам его и придумал.

Итак, у нас получается «ничья».

Пальму первенства не будем отдавать никому. Я все же еще раз подчеркну, что ничего гениального в плане окружения не было. Скорее всего, идея родилась в ходе командной офицерской работы. Обращу внимание и на то, что абсолютно всё могло бы быть иначе. Если б гитлеровцы еще раз отбились, то советским войскам пришлось бы несладко. Возможно, что война пошла бы совсем по другому сценарию.