Найти в Дзене
Загадки истории

Какая национальность была у Минина, кто он по происхождению?

Кузьма Минин – народный герой, о котором мало что известно, если разобраться. Открыла известную энциклопедию, почитала. Там несколько строк про него написано. Причем в тексте есть в том числе информация, которая ничем не подтверждена. Странно. Попробуем разобраться с Кузьмой Мининым. Сразу скажу, что я не ставлю под сомнение его заслуги. Памятник перед Красной площадью установлен не зря. И монумент прекрасный. Очень живой. Если не были – посмотрите. Самая популярная версия Начнем с того, что, можно сказать, является уже общепринятой версией. Называется это всё «Балахнинская теория». В ней есть некоторые изъяны. Не изъяны даже, а «места», в которых можно усомниться. Много времени прошло. Удивляться не приходится. Интересно, что Кузьма Минин в разных документах записан по-разному. В 1613 году, когда наш герой получил фамилию, в бумагах писали: «Кузьма (Косма) Минич Минин». То есть герою, как это часто бывало, дали фамилию по отцу. А родителем был, если верить версии, которую мы рассматри
Оглавление

Кузьма Минин – народный герой, о котором мало что известно, если разобраться. Открыла известную энциклопедию, почитала. Там несколько строк про него написано. Причем в тексте есть в том числе информация, которая ничем не подтверждена. Странно.

Попробуем разобраться с Кузьмой Мининым.

Сразу скажу, что я не ставлю под сомнение его заслуги. Памятник перед Красной площадью установлен не зря. И монумент прекрасный. Очень живой. Если не были – посмотрите.

Самая популярная версия

Начнем с того, что, можно сказать, является уже общепринятой версией. Называется это всё «Балахнинская теория». В ней есть некоторые изъяны. Не изъяны даже, а «места», в которых можно усомниться. Много времени прошло. Удивляться не приходится.

Интересно, что Кузьма Минин в разных документах записан по-разному. В 1613 году, когда наш герой получил фамилию, в бумагах писали: «Кузьма (Косма) Минич Минин». То есть герою, как это часто бывало, дали фамилию по отцу. А родителем был, если верить версии, которую мы рассматриваем, Мина Анкудинов из Балахны. Это Нижегородская область.

В Никоновской летописи указано, что Минин имел прозвище «Сухорук». То есть историки предполагают, что это было прозвище. Железных доказательств нет. Поэтому я не буду использовать это слово.

В советские годы именно эта теория лидировала. Но в новое время пришли другие историки и усомнились в правильности «Балахнинской версии».

Мина Анкудинов варил соль в Балахне. Но, возможно, что родственника Кузьмы у него и не было.

Критика теории

Есть несколько пунктов, которые неплохо бы озвучить:

1. С.В. Сироткин ссылается на некие «кадастровые документы» и уверяет, что Кузьма не родственник Мину. Что тут можно сказать? Я эти документы не изучала, поэтому остается либо верить ученому, либо не верить. Идем дальше.

2. На одной из грамот, как указывает всё тот же Сироткин, указано, что у Кузьмы был брат Сергей. А у Мины, опять же, не было родственников с таким именем.

3. У Кузьмы Минина был сын Нефёд. Это точно установлено. Здесь сомнений нет. Только вот этот Нефёд почему-то не поминал Анкудина. Не было у него последнего из указанных имен в поминальном синодике.

Много вопросов и мало ответов. А такое положение дел всегда порождает новые версии.

Теория «Огонька»

Это на самом деле не точка зрения самого журнала. Просто в 2002 году в нем появилась статья, где В.Л. Махнач предположил, что Кузьма Минин был крещенным татарином, звали его до этого Киришей Миннинбаевым. Имя и фамилию, как можно догадаться, адаптировали под русский язык. Хотя, как мне видится, Кириша скорее бы превратился в Кирилла, а не в Кузьму. Миннинбаевым всё понятно: укоротили фамилию, убрали букву «н».

Махнач не особо-то там что-то доказал. Он считал так: бороться с поляками помогали и татары. А это значит, что, возможно, Минин был из них.

Махначу подыграл казанский филолог Халиков, который рассказал, что был такой кипчакско-ордынский род «Мин». Он появился, когда монголо-татары завоевали кипчаков. «Мин» - «Минины». Тоже как бы логично.

Мне не очень нравится эта теория. Не потому, что я хочу, чтобы Минин был русским человеком. Это не так важно. Если он сражался за Москву, за Русь, это значит, что он был настоящим патриотом. И дальше можно больше ничего не писать.

Во-первых, эта теория довольно легко опровергается. На этом я остановлюсь подробнее позже.

Во-вторых, эту версию сразу одобрили и Алексий Второй – патриарх, и Равиль Гайнутдин – татарский муфтий.

Можно даже предположить, что эта версия родилась «специально» - чтобы сплотить татарский и русский народы. Мол, смотрите, а Минин-то татарином был. Но крещенным, правда. Но это не важно. И как сражался за Россию! Раз был такое человек, значит, два народа должны быть вместе всегда.

-2

Как опровергается версия?
Кузьма Минин ушел из жизни под Казанью в 1616 году, там же и похоронен. Он оказался там, потому что татары и черемисы подняли восстание. Странное дело: татарин едет подавлять восстание представителей своей же нации. Думается, что могли туда отправить кого-то другого. Дело не в том, что Минин мог стать на сторону «своих». Неэтично всё это. Скорее всего, он сам бы отказался, напомнив о своем происхождении.

Историк Б.М. Пудалов указывал, что Минин был чистокровным славянином.

Возможно, что Кузьма был сыном Мину, но другого – не того, который соль добывал. Мина – это имя, которое на Руси появилось задолго до наступления 17 века. По одной из версий, Кузьма был сыном торговца скотом, а потом сам отрыл мясную лавку.

Таким образом, больше доказательств все же в пользу того, что Кузьма Миныч Минин был русским человеком.