Каждый уважающий себя автомобильный музей в России должен иметь в своей коллекции хотя бы одну «Волгу». Просто так заведено.
В музее «Легенды СССР», который находится в Каминск-Шахтинском прямо на трассе М-4 Дон, автомобилей «Волга» сразу несколько.
Я знаю, что никого из вас не удивить этими автомобилями, но когда в одном месте хранятся несколько поколений этой модели, да еще и восстановленные в идеальное состояние — это точно достойно внимания.
ГАЗ-21 «Волга» (1 серия)
После того как в 1954—55 годах были собраны предсерийные прототипы, ГАЗ начал серийное производство седанов «Волга». Случилось это в 1956 году.
Автомобили, выпущенные до 1959 года условно называют первой серией. В настоящее время они считаются наиболее ценными среди коллекционеров не только ввиду своей редкости, но и из-за своей внешности.
Седаны первой серии легко отличить по декоративной звезде на решетке радиатора. Визуальных отличий было много: начиная от бамперов и заканчивая крыльями.
Небольшая партия в самом начале массового производства оснащалась модернизированным двигателем от «Победы» мощностью 65 л.с.
Летом 1957 года ему на смену пришёл более современный верхнеклапанный силовой агрегат ЗМЗ-21А. Интересно, что часть автомобилей первой серии оснастили штатной автоматической коробкой передач.
Всего было выпущено около 30 тысяч автомобилей ГАЗ-21 «Волга» первой серии. Часть из них имела двухцветную окраску, как на выставленном в музее экземпляре.
ГАЗ-21 «Волга» (2 серия)
Автомобили, выпущенные с 1959 по 1962 годы относятся уже ко второй серии.
В первую очередь изменилась внешность «Волги»: появилась новая передняя решетка с 16 прорезями, которую впоследствии прозвали «акулья пасть», изменились передние крылья (колёсные арки стали больше) и еще ряд более мелких новшеств.
После февраля 1959 года ряд элементов автомобиля вновь изменили: добавили катафоты в стёклах задних фонарей, модернизировали фонарь заднего номерного знака, появилась новая панель приборов с покрытой матовым напылением (позднее — обтянутой кожзаменителем) верхней частью.
В 1960 году «Волга» получила современную проводку с «минусом», убрали централизованную смазку шасси, а кузов усилили.
Автомобилей второй серии было выпущено намного больше — 140 тысяч штук, поэтому в настоящее время они считаются чуть менее ценными, чем модели первой серии.
Выставленный в музее экземпляр окрашен в чёрный цвет (хотя завод выпускал и двухцветные модификации) и оснащён дополнительным хромом, который получали экспортные версии.
ГАЗ-24-01 «Волга»
ГАЗ-21 «Волга» третьего поколения выпускалась до 1970 года, но двумя годами ранее ГАЗ приступил к мелкосерийной сборке совершенно новой модели — ГАЗ-24.
Автомобиль получил новый кузов модного в то время угловатого стиля. «Волга» стала ниже и шире предшественника.
Под капотом разместился новый бензиновый карбюраторный двигатель ЗМЗ-24Д рабочим объемом 2445 кубических сантиметров и мощностью 95 л.с.
В музее представлена модификация ГАЗ-24-01 «Волга». Она выпускалась с 1970 по 1985 годы специально для работы в такси.
Автомобиль отличался дефорсированным до 85 л.с. двигателем ЗМЗ-24-01, способным работать на низкосортном 76-м бензине.
У него также должна быть специальная маркировка кузова с «шашечками», фонарь зелёного цвета «свободен», отделка салона из кожзаменителя, допускающей санобработку, и таксометр.
Выставленный в музее автомобиль лишён таксишных атрибутов: его кузов окрашен в чёрный цвет, нет шашечек и огоньков. Интересно, сохранился ли дефорсированный мотор?
ГАЗ-3111 «Волга»
Самым интересным и редким автомобилем «Волга» в музее является ГАЗ-3111.
Очень небольшую партию этих седанов с ретро-внешностью, перекликающейся с ГАЗ-21 «Волга», произвели в начале 2000-х годов.
К сожалению, полномасштабное производство этих красавцев так и не удалось организовать, поэтому ГАЗ-3111 стал настоящей современной классикой — автомобилем, за которым гоняются многие коллекционеры.
Про этот редкий экземпляр из музея я вам уже подробно рассказывал в отдельной статье. Поэтому если нужны детали — то переходите по ссылке и читайте.
Планировалось, что под капотом окажется V6, но отечественная промышленность так и не смогла его предоставить, поэтому под капот ГАЗ-3111 отправился 4-цилиндровый ЗМЗ-405 мощностью 155 л.с., который работал в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач.
Несмотря на то, что технически он не так уж и сильно отличался от выпускавшегося в то время ГАЗ-3110 «Волга», стоил седан в 2-3 раза дороже.
Поэтому выпуск ГАЗ-3111 завершился уже в 2002 году. Всего успели сделать лишь 424 автомобиля, после чего его признали слишком дорогим и нетехнологичным для массового производства.