Рассказ ефрейтора медицинской службы, рижанки Ириты Кроните:
-- Мой первый шок -- страна Сербия оказалась невероятно красивой. И то, что она была разворочена войной, только подчеркивало, какое безумие там происходит.
Предыдущая часть ЗДЕСЬ
Мой второй шок – я слушала до этого BBC, CNN, латвийские новости, и все дикторы дружно говорили, какие злодеи эти сербы и что они творят с бедными албанцами. А я увидела прекрасных людей, в основном стариков и детей. Я была потрясена. Эти мирные люди не сделали никому ничего плохого. Зато я видела отношение к ним албанцев. В некоторых селениях оставалось два-три дома, где жили сербы, так они не смели выйти за порог. Албанские дети сразу кидали в них камнями. И мы ездили в такие селения, чтобы оказать медицинскую помощь сербским бабушкам.
Через два месяца Ирита заговорила по-сербски. Группа латвийских миротворцев стала желанной в каждом доме – им поверили. Сербские женщины, желая отблагодарить докторов за вылеченных детей, собирали стол из ничего, умоляли поесть. У Ириты в горле стоял комок: ведь ставили на стол последнее, а попробуй откажись – обида. Одна семья старичков всегда держала теплую еду в духовке: на случай, вдруг миротворцы будут проезжать мимо.
-- Я видела школы сербов. Такие у нас были, наверное, сто лет назад. Когда в одной комнате сидят дети разных возрастов и один учитель обучает их всем предметам сразу. Я не хочу судить, кто прав, кто виноват, но я скажу -- нечестно получилось по отношению к сербам. Они оказались заложниками в своих домах и не знают, как жить дальше, как детей поднимать. С нами работали местные медсестрички. Среди них была Биля, очень красивая – мама двух сынишек, из села Горнобрыница. Она показывала нам свои родные места, церковь XIII века, участок земли в горах, который принадлежал ее роду. При этом в любой момент могли начать стрелять албанцы. Они даже не прицельно стреляли, а так, веером, поверх голов, просто чтобы держать людей в состоянии непрерывного стресса. И – почему я это говорю, а в глазах у меня слезы – позже я узнала, Биля всего этого не выдержала, она повесилась.
Мы вернулись из Косово через полгода. Я смотрела на все другими глазами. Я больше не понимала, почему люди здесь, в Латвии, ноют, жалуются. Поезжайте в Косово – вот там проблемы. А здесь так... Мелкие неурядицы. Я резко пересмотрела свои отношения с другом. Почему я должна снимать сапоги здоровому мужчине, который ничем не болеет, а просто мертвецки пьян? Почему должна прощать эту распущенность? В Косово в каждом доме делают сливовицу, но подвыпивших я там видела всего дважды. А ведь у них в сотни раз больше причин напиться.
В общем, много мыслей у меня было по возвращении из Косова. И что самое страшное – меня невероятно тянуло обратно.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!
Ирена Полторак (с) "Лилит" * Фото из личного архива героини Ириты Кроните