Найти тему
Журнал не о платьях

"Я увидела всё не так, как передавали новости". Латышка Ирита в Косово

Рассказ ефрейтора медицинской службы, рижанки Ириты Кроните:

-- Мой пер­вый шок -- стра­на Сербия ока­за­лась не­ве­ро­ят­но кра­си­вой. И то, что она бы­ла раз­во­ро­че­на вой­ной, толь­ко под­чер­ки­ва­ло, ка­кое бе­зу­мие там про­ис­хо­дит.

Предыдущая часть ЗДЕСЬ

Мой вто­рой шок – я слу­ша­ла до это­го BBC, CNN, лат­вий­ские но­во­сти, и все ди­к­то­ры дру­ж­но го­во­ри­ли, ка­кие зло­деи эти сер­бы и что они тво­рят с бед­ны­ми ал­бан­ца­ми. А я уви­де­ла пре­кра­с­ных лю­дей, в ос­нов­ном ста­ри­ков и де­тей. Я бы­ла по­тря­се­на. Эти мир­ные лю­ди не сде­ла­ли ни­ко­му ни­че­го пло­хо­го. За­то я ви­де­ла от­но­ше­ние к ним ал­бан­цев. В не­ко­то­рых се­ле­ни­ях ос­та­ва­лось два-три до­ма, где жи­ли сер­бы, так они не сме­ли вый­ти за по­рог. Ал­бан­ские де­ти сра­зу ки­да­ли в них кам­ня­ми. И мы ез­ди­ли в та­кие се­ле­ния, что­бы ока­зать ме­ди­цин­скую по­мощь серб­ским ба­буш­кам.

Че­рез два ме­ся­ца Ири­та за­го­во­ри­ла по-серб­ски. Груп­па лат­вий­ских ми­ро­твор­цев ста­ла же­лан­ной в ка­ж­дом до­ме – им по­ве­ри­ли. Серб­ские жен­щи­ны, же­лая от­бла­го­да­рить до­к­то­ров за вы­ле­чен­ных де­тей, со­би­ра­ли стол из ни­че­го, умо­ля­ли по­есть. У Ири­ты в гор­ле сто­ял ко­мок: ведь ста­ви­ли на стол по­с­лед­нее, а по­про­буй от­ка­жись – оби­да. Од­на се­мья ста­ри­ч­ков все­гда дер­жа­ла те­п­лую еду в ду­хов­ке: на слу­чай, вдруг ми­ро­твор­цы бу­дут про­ез­жать ми­мо.

-- Я ви­де­ла шко­лы сер­бов. Та­кие у нас бы­ли, на­вер­ное, сто лет на­зад. Ко­г­да в од­ной ком­на­те си­дят де­ти раз­ных воз­рас­тов и один учи­тель обу­ча­ет их всем пред­ме­там сра­зу. Я не хо­чу су­дить, кто прав, кто ви­но­ват, но я ска­жу -- не­че­ст­но по­лу­чи­лось по от­но­ше­нию к сер­бам. Они ока­за­лись за­ло­ж­ни­ка­ми в сво­их до­мах и не зна­ют, как жить даль­ше, как де­тей под­ни­мать. С на­ми ра­бо­та­ли ме­ст­ные мед­се­ст­ри­ч­ки. Сре­ди них бы­ла Би­ля, очень кра­си­вая – ма­ма двух сы­ни­шек, из се­ла Гор­но­бры­ни­ца. Она по­ка­зы­ва­ла нам свои род­ные ме­с­та, цер­ковь XIII ве­ка, уча­сток зе­м­ли в го­рах, ко­то­рый при­на­д­ле­жал ее ро­ду. При этом в лю­бой мо­мент мог­ли на­чать стре­лять ал­бан­цы. Они да­же не при­цель­но стре­ля­ли, а так, ве­е­ром, по­верх го­лов, про­с­то что­бы дер­жать лю­дей в со­сто­я­нии не­пре­рыв­но­го стрес­са. И – по­че­му я это го­во­рю, а в гла­зах у ме­ня сле­зы – поз­же я уз­на­ла, Би­ля все­го это­го не вы­дер­жа­ла, она по­ве­си­лась.

Мы вер­ну­лись из Ко­со­во че­рез пол­го­да. Я смо­т­ре­ла на все дру­ги­ми гла­за­ми. Я боль­ше не по­ни­ма­ла, по­че­му лю­ди здесь, в Лат­вии, но­ют, жа­лу­ют­ся. По­ез­жай­те в Ко­со­во – вот там про­б­ле­мы. А здесь так... Мел­кие не­уря­ди­цы. Я ре­з­ко пе­ре­смо­т­ре­ла свои от­но­ше­ния с дру­гом. По­че­му я дол­ж­на сни­мать са­по­ги здо­ро­во­му муж­чи­не, ко­то­рый ни­чем не бо­ле­ет, а про­с­то мер­т­вец­ки пьян? По­че­му дол­ж­на про­щать эту рас­пу­щен­ность? В Ко­со­во в ка­ж­дом до­ме де­ла­ют сли­во­ви­цу, но под­вы­пив­ших я там ви­де­ла все­го два­ж­ды. А ведь у них в сот­ни раз боль­ше при­чин на­пить­ся.

В об­щем, мно­го мы­с­лей у ме­ня бы­ло по воз­вра­ще­нии из Ко­со­ва. И что са­мое страш­ное – ме­ня не­ве­ро­ят­но тя­ну­ло об­рат­но.

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!

Ире­на Пол­то­рак (с) "Лилит" * Фото из личного архива героини Ириты Кроните

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц