Найти тему
БЛОГнот писателя

Как школьная система убивает любовь к чтению и что с этим делать

Я поступила в университет благодаря протекции Ивана Денисовича. История про день его жизни сыграла решающую роль в наборе проходных баллов.

Понимала ли хоть что-то о
страдании, когда писала сочинение? Да, иначе не выбрала эту, непопулярную среди выпускников, тему. На фоне тысяч текстов об Обломове и Онегине выгодно выделялись те, что рассказывали о лагерной жизни. Разбор творчества Солженицына задел. Задел, но потерялся во время зубрежки перед ЕГЭ. Пробираться к смыслам через забор «ЖЗЛ» с колючей проволокой «родился-крестился-умер» было некогда, да и не по силам. Но мир изменился. Сухие факты теперь в моментальном доступе. Важнее научиться понимать. Запоминать – факультативно.

Из личного архива
Из личного архива

У большинства моих ровесников любовь к чтению убила именно школа. Должна же наоборот! Какая яркая возможность: за одно лето прожить два десятка жизней, побывать в разных эпохах и мирах. С интересом пропустить через себя главные смыслы, а не пустые нравоучения. Осознать: мир не черно-белый.

Вложить ценности, научить любить, сопереживать, «сеять разумное, доброе, вечное»! Вот это всё подвластно великой да могучей. И это всё уходит на второй план уроков литературы. А на первом: ПЛАН. Обязательного к прочитанному списка книг и того, что и как по ТЗ методичек должно быть усвоено. Отчитаться. Забыть.

К непрочувствованному вернулась, когда история жизни Солженицына стала значимой. Увидела за датами человека только сейчас. Хотя страдание и поиск смысла жизни ракового больного больше помогли бы будущему психологу, чем грустное счастье Ивана Денисовича.

Чем похожи писатель и психолог?

Из личного архива
Из личного архива

К онко теме пришла, когда освободилась от рамок школьной системы. Когда стала читать то, что откликается. Сытому школьнику сложно понять боли советского диссидента. Но зажечь желание разобраться в биографии, а не пустых фактах можно. «Что бы мне поделать, только бы не почитать» тому доказательство.

-3

Полезнее давать произведения на выбор, обсуждать личные переживания. Школьник охотнее возьмёт с полки книгу, о которой эмоционально и живо отзывается авторитетный для него человек. Думается, так бы любовь к чтению проявлялась быстрее.

Когда уже пригодятся школьные знания, а?

РАДИО спектакль. Как я открыла для себя мир советских аудио книг

#онкология #психология #чтение #солженицын #школа