Крупнейшие IT-корпорации держат в офшорах около $2 трлн. Накопленную прибыль они хранят на Бермудских островах, в Ирландии, Люксембурге и Нидерландах, что позволяет им значительно уменьшать налоговое бремя. США и Евросоюз пытаются бороться с «агрессивной оптимизацией налогов», но пока им не удается вернуть активы хайтек-гигантов из налоговых гавань в родные пенаты.
Американские транснациональные корпорации – Apple, Microsoft, Google и другие – хранят активы в офшорных юрисдикциях с низким уровнем налогообложения. IT-гигантам это удается особенно хорошо, поскольку их основные активы – программный код, патенты и другая интеллектуальная собственность – относительно легко перемещаются по сравнению с физическими активами.
В 2014 году технологические компании США скрыли от налогообложения на зарубежных офшорных счетах свыше 2,1 трлн долларов, указывал центр «Граждане за справедливость в налогах».
Эксперты подсчитали, что Apple держит в офшорах $181,1 млрд — больше, чем любая другая американская компания. Если бы она репатриировала эти средства, производителю iPhone пришлось бы заплатить в США $59,2 млрд налогов.
Корпорация General Electric скрыла через 18 своих «дочек» $119 млрд, Microsoft держит $108,3 млрд в пяти подконтрольных ей компаниях, фармацевтический гигант Pfizer распределил между 151 своей дочерней структурой $74 млрд.
Используя сложные схемы для перевода доходов из США за границу, Microsoft смогла избежать уплаты налогов на 21 млрд долларов дохода в период с 2009 по 2011 год, что составляет примерно половину ее общих продаж в США. С помощью аналогичных схем Apple избежала уплаты налогов на 34,5 млрд долларов, а Google – на 24 млрд долларов. Перечисленные компании платят в «налоговых гаванях» шестипроцентный налог с доходов, тогда как налог с доходов корпораций в США составлял 35%.
«Некоторые транснациональные корпорации используют нашу нынешнюю налоговую систему для уловок, чтобы избежать уплаты налогов, которые они должны оставлять здесь», – заявлял сенатор Карл Левин, экс-председатель Постоянного подкомитета Сената по расследованиям.
Корпорации в свою защиту заявляли, что «соблюдают налоговое законодательство США и других стран». При этом в Microsoft считают, что законодательство нужно совершенствовать.
«Международные налоговые правила США устарели и не могут конкурировать с налоговыми системами наших основных торговых партнеров», – заявляли в Microsoft.
Как компании-гиганты избегают налогообложения
«Двойной ирландский виски с голландским сэндвичем» (Double Irish Dutch Sandwich) – одна из самых популярных схем уклонения от уплаты налогов. Ее используют Apple, Facebook, Google и другие, извлекая прибыль из юридических несоответствий и лазеек.
Для этой схемы создается три компании – две ирландские дочерние и одна голландская. Основная компания, которая находится в США, передает свою интеллектуальную собственность компании №1, зарегистрированной в Ирландии, но которая является налоговым резидентом офшорной зоны. Например, Каймановых островов.
Компания №2 создается в Голландии и лицензирует права на собственность у первой компании. После этого компания №3, являющаяся налоговым резидентом Ирландии, сублицензирует права у голландского отделения.
Из-за особенностей голландского налогового законодательства и международных соглашений подобное сублицензирование и платежи по нему не облагаются налогами.
Однако на данном пути сохранения капиталов у крупнейших технологических компаний есть и препятствия. В 2016 году Еврокомиссия решила, что Apple нелегального ушла от налогов благодаря этой схеме. Корпорацию обязали заплатить правительству Ирландии 13 млрд евро (14,5 млрд долларов). Гендиректор Apple Тим Кук не согласился с решением комиссии и подал апелляцию.
«Я думаю, что Apple стала мишенью. И я думаю, что [антиамериканские настроения] – это одна из причин, по которой мы могли стать мишенью», – заявлял Тим Кук.
Американскому гиганту потребовалось четыре года, чтобы Генеральный суд ЕС отменил это решение.
Возвращение из налоговой гавани в родные пенаты
После ряда скандалов, связанных с сокрытием активов, правительство США при Дональде Трампе стало работать над налоговой реформой для возвращения средств компаний из офшоров. Для комфортного возвращения в родную гавань компаниям снизили налоговую ставку с 35% до 21%, но на практике бизнес платил намного меньше из-за вычетов, налоговых льгот и прочих лазеек. В первый год действия закона корпорации платили в среднем 11,5%. После нововведения Apple пообещала вернуть в страну 252 млрд долларов, однако в том же 2017 году The Guardian узнал, что компания нашла новую схему, которая позволяет проводить прибыль через остров Джерси.
В начале 2020 года корпорация Google, в свою очередь, заявила об отказе от «Двойного ирландского виски с голландским сэндвичем». Правда перед этим корпорация провела через голландскую холдинговую компанию на Бермудских островах 24,5 млрд долларов.
«Американские международные корпорации – гроссмейстеры схем по уклонению от уплаты налогов, которые истощают экономику не только США, но и почти всех остальных крупных стран мира», – констатировал Эд Кляйнбард, бывший юрист по корпоративному праву и профессор налогового права из Университета Южной Калифорнии.
Меры, принятые при Дональде Трампе, рядовым американцам и правительствам европейских стран показались недостаточными. Европа давно недовольна «агрессивной оптимизацией налогов» американских хайтек-гигантов, вроде Amazon, Facebook или Google. Со сменой власти в США у мира появилась надежда на изменения. Пришел президент Байден, и его министр финансов Джанет Йеллен сменила пластинку: она предложила обязать компании платить налог на прибыль в тех странах, где они ее получают, а минимальную ставку определить в 21%.
«Предложения Байдена могут привести к тому, что обещал, но не выполнил Трамп: повысить налоги для крупных американских технологических компаний, – заметил Эндрю Сильвермана, аналитик по налоговой политике Bloomberg Intelligence. – Для некоторых компаний это будет иметь огромное влияние».
По оценкам Tax Foundation, предлагаемые изменения могут увеличить налоговые счета корпораций почти на 300 млрд долларов в течение десятилетия. Большая часть этих расходов, скорее всего, ляжет на технологический сектор. Например, ежегодный налоговый счет Microsoft может увеличиться более чем в два раза – до 2 млрд долларов.