Если в предмете обнаруживается графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщенных плоскостей с игрой бликов, покрытых готовых изделий чёрной краской особого рецепта с мягким «сатиновым» блеском– голландская сажа– значит, перед вами ценный антиквариат каслинского литья.
Несмотря на то, что изготовлен из чугунного сплава, обладает лёгкостью и ажурностью. В то же время литейные предметы несут ощущение стальной твёрдости и долговечности. Ценность антиквариата представлена во всех произведениях, вышедших из-под рук каслинских умельцев и обозначенных заводским клеймом. Самые дорогие произведения: «Памятник Александру II», «Памятник Николаю I», «Россия», «Семейство легавых собак», «Собака на стойке», «Конь с попоной», «Гном с ребёнком», «Гном с горшком», «Конногвардеец», «Бюст Пушкина», «Старуха с прялкой».
В своем сказе «Чугунная бабушка» великий Павел Петрович Бажов в очередной раз восхищается уральскими мастерами. Герой повествования– рабочий Каслинского завода Василий Фёдорович Торокин– художник-самоучка, создал ряд прекрасных скульптур. «Против наших каслинских мастеров никто выстоять не мог. Сколько заводов кругом, а ни один вровень не поставишь. Другим заводчикам это вовсе не по нраву приходилось. Многие охотились своим литьём каслинских обогнать, да не вышло. Демидовы тагильские сильно косились. Ну как– первый, можно сказать, по здешним местам завод считался, а тут нако– по литью оплошка. Связываться всё-таки не стали, отговорку придумали: «Мы бы легонько каслинцев перешагнули, да заниматься не стоит: выгоды мало»… Махнули рукой и лысвенские Шуваловы (после многократных попыток фигурным литьём заняться): «Пускай они своими игрушками тешатся, у нас дело посурьёзнее найдётся.» Наши мастера меж собой пересмеиваются: «То-то! Займитесь чем посподручнее, а с нами не спорьте. Наше литьё, поди ко по всему свету на отличку идёт. Однем словом, каслинское». В чём тут главная точка была, сказать не умею. Кто говорит, что чугун здешний особенный, только, на мой глаз, чугун– чугуном, а руки–руками. Про это ни в каком деле забывать не след… Литейщик Торокин Василий Фёдорович считался пожилым. В литейном его звали дядя Вася. С малых лет на формовке работал и, видно талант к этому делу имел. Даром что неграмотный, а лучше всех доводил. Самые тонкие работы ему доверяли. За свою жизнь дядя Вася не одну тысячу отливок сделал, а сам дивился: «Придумывают же всё какие-то Еркулесы да Луковоны. Нет, чтобы понятное показать». Усилиями гениальных выпускников Санкт-Петербургской академической школы искусств скульптора Николая Романовича Баха и медальера Михаила Денисовича Канаева при заводе была создана художественная школа. Присмотрелся литейщик Тороков к работе детей и захотелось ему самому вылепить скульптуру. Ночами создавал из глины аккуратную старушку, жившую по соседству. Получился шедевр, отлитый из чугуна и пользующийся огромный спросом. Однако немка, тётка хозяина завода, была недовольна русскими сюжетами, приказав уволить всех создателей из народа. Неудивительно, потому что до этого скульптуры создавались по моделям П. К. Клодта, Е. Е. Лансере и других известных мастеров. Однако управляющий не уволил Торокина, но сильно обидел мастера, передав ему приказ хозяев. «Перед Каслями-то управляющий служил на Омутнинских заводах, у купцов Пастуховых», – сообщает П. Бажов о, возможно, наших вятских… «В разных странах на письменных столах и музейных полках сидит себе чугунная бабушка, сухонькими пальцами нитку подкручивает, а сама маленько на улыбке – вот-вот ласковое слово скажет…».
Один из видов исконно русского промысла зародился в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков за 500 рублей приобрёл 250 тысяч десятин земли, основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Прозорливый фабрикант с умом выбрал место для промышленности, богатое чугуном и формовочным песком с уникальными качествами, а также древесиной для производства угля. Удачное расположение литейных мощностей и мастерство формовщиков, литейщиков, чеканщиков, красильщиков позволило создать уникальные художественные изделия из чугуна. Вафельницы, бюсты, статуэтки, подсвечники, пепельницы, этажерки, стулья, скамьи-диваны, шкатулки, вазы, кувшины участвовали в зарубежных и отечественных конкурсах, даже получили Гран-при высшего ордена Вольного экономического сообщества промышленников. Мировым шедевром, по оценке ЮНЕСКО, является чугунный ажурный дворец.
Современный Каслинский завод архитектурно-художественного литья в Челябинской области продолжает традиции, которыми пользовались в 19-20 веках. Благодаря мастерству рабочих грубый чугун превращается в произведения искусства. Модельный фонд завода насчитывает около 800 единиц хранения художественного литья и более 400 единиц хранения архитектурного и технического литья. Фонд является достоянием народов РФ. Каслинское литье не просто восхищает, а дает повод к глубоким философским размышлениям и созерцательному отдыху.
Невзрачный, как простой валун,
Равняться с бронзой он не может,
Но, если мастер сердце вложит,
Сравнится с золотом чугун.
Возьми фигурку на ладонь–
Она из чугуна отлита.
Не твой ли быстрокрылый конь
Вздымает звонкие копыта?
Не ты ли рвешься сквозь огонь
С врагами злобными сразиться?
Не твой ли путь запечатлён
Рукой кудесника-каслинца? (Людмила Татьяничева)