Очередной рабочий день университетского преподавателя Тамары Замай близился к своему окончанию.. Минута в минуту, согласно расписанию занятий, она завершила лекцию, на которой рассказывала своим студентам об особенностях древнерусского языка.
Заперев дверь аудитории, Тамара быстрым шагом направилась в рентгеновское отделение университетской лаборатории. У двери, над которой было установлено не активное сейчас световое табло «Не входить! Излучение!» она почти лоб в лоб столкнулась с выходящим из кабинета довольно высоким и массивным брюнетом «немного за сорок». Волосы мужчины были слегка тронуты сединой, а кончики усов по-чапаевски закручены вверх.
Мужчина, изобразив вежливую улыбку, галантно посторонился, освобождая Тамаре проход, и придержал дверь. Она зашла в помещение и, как только дверь под действием автоматического доводчика закрылась, выпалила в направлении хозяйки рентгеновского кабинета, невысокой тридцатилетней женщины, Людмилы: «Ого, какой импозантный дядечка! Настоящий полковник! Че за перец?».
Людмила довольно неожиданно для Тамары смутилась и не ответила. Она была женщиной незамужней, и злые языки носили по университету слухи, что довольно легкомысленной в отношениях с мужчинами. Тамара трепетно относилась к своим свободам и с уважением - к свободам и тайнам других людей. Поэтому, уловив это смущение коллеги, и не желая доставлять ей неудобства, Тамара перевела неудачно начатый разговор на другую тему и спросила.
- Людочка, Вы уже выполнили мою просьбу?
- Ну конечно, Тамарочка, - с благодарностью в голосе за проявленную посетительницей корректность, отреагировала Людмила – вот, прошу Вас. – Она достала из сейфа и положила на стол восковую табличку и несколько рентгеновских снимков.
Тамара лишь мельком посмотрела снимки, убедившись в отсутствии на них «размытостей», и сложила все в принесенный с собой портфель. Поблагодарив рентгенолога, она передала ей пакет с оговоренным прежде вознаграждением и быстро выскочила из кабинета.
…
Постояв некоторое время в дверном проеме отцовского кабинета, Тамара подошла к его рабочему столу и опустилась в удобное кожаное кресло. После его смерти она захаживала сюда редко, в основном, вытереть пыль, и еще реже, в невеселом расположении духа, в стремлении поправить его приятными воспоминаниями. Тамара не заходила в кабинет отца, не желая «осквернить» мелкими своими делишками его рабочего места, где за долгие годы научной деятельности он написал подавляющее большинство своих монографий, статей и прочих научных трудов.
Теперь ей предстояла работа достойная этих, в какой-то степени священных для нее, стен, на которых висели в большом количестве фотографии, иллюстрирующие этапы отцовской успешности, признания его научной деятельности, в том числе на мировом уровне.
Молодой ученый проделала всю необходимую подготовительную работу. Она начала с того, что внимательно перечитала рабочие записи отца по изучению цер Новгородского кодекса и, приняв за основу технологическую последовательность научно-практических приемов и техник, примененную тогда ее отцом, составила подробный план предстоящего исследования.
В лабораториях института были взяты образцы воска и деревянной основы церы для возможного дальнейшего исследования на предмет установления породы использованной древесины, сорта воска и возраста этих материалов, осуществлено рентгенографирование и фотографирование таблички в различных режимах освещения, в том числе, в ультрафиолетовом и инфракрасном свете.
Рентгенограмму, фотографии и саму восковую табличку Тамара выложила из своего портфеля на рабочий стол.
На одной из фотографий она пересчитала количество строк в тексте церы и максимальное число букв и пробелов в строке. После этого Тамара взяла чистый лист писчей бумаги формата А-3 и при помощи металлической линейки и остро заточенного карандаша принялась чертить сетку, в которую в последующем она будет заносить достоверно распознанные буквы древнерусского алфавита. Молодая женщина практически не давила на карандаш, и он скользил по линейке под тяжестью своего собственного мизерного веса, оставляя за собой ровный тонкий еле заметный след.
Эта простая техническая работа не требовала умственного напряжения, и остающийся не у дел мозг сам собой начал генерировать воспоминания так или иначе связанные с покойным отцом и его работой над расшифровкой «Новгородского кодекса». Тамара вспомнила первую встречу с совершенно нереальным персонажем, ставшим впоследствии довольно близким к их с отцом семейству. Этого человека отец, надо сказать не без труда, привлек к работе над церами. Евгений Константинович, так звали этого удивительного дядечку, занимался реставрацией и реконструкцией древних русских музыкальных инструментов. Работа эта приносила Евгению Константиновичу несказанное эстетическое удовольствие, но не могла финансово удовлетворить его собственных бытовых потребностей, компенсировать затраты на реставрационные материалы и уж тем более, не давала ему возможности содержать семью. Обладая от природы превосходным слухом и имея маломальское музыкальное образование, он стал играть на древних музыкальных инструментах и даже создал небольшой музыкальный коллектив. Выступая по филармониям, он сумел решить первостепенные бытовые и технологические проблемы, но семьей так и не обзавелся. В процессе деятельности по реставрации древних музыкальных инструментов он приобрел бесценный опыт консервации древней древесины и работы с восками. Именно эти уникальные навыки нового знакомого требовались отцу Тамары, чтобы отделить воск от деревянной основы цер, сохранив одновременно его целостность. Это давало возможность, во-первых, применить к деревянной основе методы приостановки органического распада древней древесины и, во-вторых, исследовать имеющиеся на поверхности царапины. Работа над деревянным основанием восковой таблички позволила Тамариному отцу совершить практически «чудо».
Восковые таблички, как правило, использовались их владельцами неоднократно. Человек наносил по восковому слою какой-то текст, а когда этот текст утрачивал свою актуальность, его можно было затереть и нанести новый. По имеющимся на поверхности основания цер царапинам отец сумел восстановить несколько уничтоженных владельцем церы текстов.
Евгений Константинович владел не только уникальными навыками, но и довольно необычным внешним видом. Всегда и везде он носил симпатичные косоворотки с вышивкой, холщевые штаны и красные лайковые сапоги. Старославянский образ дополняла перетянутая полосатым шнурком не стриженная седая шевелюра, закрученные вверх усы и длинная, до груди, борода. На встречу с отцом он пришел с расчудесными гуслями, на которых играл не очень замысловатые, но удивительные по красоте мелодии.
Тамара оторвала свой взгляд от почти готовой таблицы и перевела его на расположенное в углу кабинета кресло, в котором, играя на гуслях, сидел Евгений Константинович во время первого посещения их дома. Потом она скользнула взглядом по стене и остановила его на фотографии, которая запечатлела ее, отца и Евгения Константиновича во время милого домашнего праздника, устроенного ученым по случаю выхода его книги о «Новгородском кодексе». Тамара сравнила возникший в голове образ Евгения Константиновича с изображением. Воспоминания вызвали на лице непроизвольную улыбку, которая через мгновение уступила место тени печали.
Как и ее отца, Евгения Константиновича уже не было. Он ушел из жизни незадолго перед кончиной отца. Вместе с ним ушли в небытие и его уникальные навыки. Тамаре оставалось надеяться только на саму себя. Справедливости ради надо сказать, что отец, повинуясь привычке, выработанной за многолетнюю научную деятельность, составил очень подробное описание всего процесса исследования восковых табличек. Тамара была уверена, что с его помощью она справится с предстоящей работой.
Таблица, тем временем, была готова, и молодой ученый принялась заполнять ее пустые графы распознанными ею буквами древнерусского алфавита. Для определения буквы чаще всего хватало внимательного взгляда на саму церу. Но для достоверности распознавания символа Тамара по очереди просматривала его изображение и на фотографических снимках, которые, вместе с оригиналом, были разложены в линию на рабочем столе.
Из букв старославянского алфавита складывались древнерусские слова. Какие-то из этих слов за века полностью вышли из употребления, какие-то трансформировались почти до неузнаваемости, но смысл большинства из них ученому, потратившему годы на их изучение, был понятен сразу. Слова формировали фразы, которые в какой-то момент работы, вызвали у Тамары смутное ощущение чего-то знакомого. Однако она отодвинула это чувство на задний план своего сознания, стараясь сейчас сосредоточить свое внимание на правильном и безошибочном определении букв алфавита. То, что невнимательность имеет очень высокую цену и может сыграть злую шутку, Тамара, не смотря на относительную молодость, знала по собственному горькому опыту.
В отдельных местах повреждения воскового слоя церы оказались значительными и не позволили распознать некоторые из букв. Образовавшиеся пробелы приходилось устранять, подбирая буквы так, чтобы слово приобрело смысл. Только, закончив эту часть своего исследования, Тамара позволила себе переключиться на определение смысла текста.
Она прочла первую из двух сохранившихся на восковой табличке фраз: «непродаваемую благодать Духа Святого в куплю вводити и взимати от поставления митрополиту от епископа, и от попа, и от дьякона, и от прочих причетник, также и епископу от сущего под ним причта, от первых и до последних, и от всякого священия». По мере чтения этого текста ощущение чего-то знакомого сначала вернулось, потом стало крепнуть с каждым следующим прочтенным словом. Когда Тамара закончила чтение второго сохранившегося куска текста, она поняла, с чем имеет дело. Это понимание вызвало новый прилив адреналина в кровь. Результат уже теперь превзошел ее самые смелые ожидания. А ведь исследование было еще далеко не закончено.
Уже при первом осмотре артефакта, в тех его местах, где поверхностный восковой слой был полностью утрачен, молодой ученый обнаружила, что на деревянном основании церы тоже имеется какой-то текст. Рентгеновский снимок подтвердил ее первоначальное предположение. Теперь, после прочтения текста нанесенного по воску, Тамаре предстояло исследовать деревянное основание церы, предварительно сняв с него восковое покрытие по разработанной Евгением Константиновичем технике.
…
Погожий весенний день приближался к полудню. «Конь», пришедший к Веденееву получасом раньше, уже заканчивал рассказывать Виктору о том, как шли дела с оформлением оружия, когда раздался зуммер мобильного телефона хозяина квартиры.
Виктор посмотрел на экран своего гаджета и, нажав соответствующую кнопку, установил соединение.
- Веденеев. Рад слышать Вас, Тамара Валентиновна. – Сказал он в трубку, после чего инициативу в телефонном разговоре взяла на себя собеседница. Виктор лишь изредка откликался одиночными словами и короткими фразами, типа: «понял», «хорошо», «не возражаю» и т.д., а в конце разговора спросил – А какой отель в Новгороде поприличнее? Услышав ответ, он посмотрел на часы и спустя короткое время, резюмировал – Договорились, в девятнадцать часов в холе этого «Парк инна» – и нажал кнопку отбоя соединения.
- Валер – обратился он к своему гостю – Мне надо в Новгород. Не составишь компанию? Переночуем в приличном отеле, утром – обратно.
- Почему бы и нет, – с готовностью отреагировал на это предложение «Конь» - только жену поставлю в известность, чтобы потом не бухтела.
…
Дорога в Новгород заняла не более четырех часов. За обменом воспоминаниями о курсантской жизни и разговорами о том, как сложилась дальнейшая судьба, время пролетело незаметно. Компаньоны по этому небольшому путешествию быстро решили необходимые организационные вопросы с парковкой автомобиля и размещением в отеле, осмотрели свои номера и вернулись в холл, где у Веденеева была назначена встреча. На светло-коричневом кафельном полу просторного холла было расположено несколько мебельных комплектов, состоящих из широкого низкого стола и четырех удобных кресел коричневой кожи. Пространство роскошного помещения через огромные, выходящие в сад окна было залитого солнечным светом. Убранство холла дополняли разбросанные по нему крупные тропические растения в больших горшках. Одно из них было похоже на дерево с пышной раскидистой кроной, которая упиралась в окно на потолке. В холле было довольно людно, но мебельная группа рядом с деревом оказалась не занятой.
Мужчины удобно расположившись на уютных кожаных креслах, в ожидании молодого ученого, попивая из широких стаканов, принесенный официантом виски и продолжая, начатую в дороге, беседу. Они не обращали внимания на иностранных, по большей части, туристов, которые в значительном количестве в этот вечерний час присутствовали в холе. Большинство из них вели довольно оживленные беседы друг с другом. Из некоторых, волей-неволей долетавших до ушей товарищей, обрывков фраз было понятно, что иностранцы, возбужденные в ходе экскурсий по Новгороду, обсуждают увиденное. Английская, немецкая и прочие речи смешивались в сплошной монотонный гул, на подобие того, как гудит потревоженный улей. Этот аудиофон нисколько не досаждал товарищам и не мешал их беседе. Поэтому, когда гул на мгновение замолк, Виктор и Валера прервали разговор и закрутили головами по сторонам, пытаясь определить причину этого явления.
Она стала понятна, как только Веденеев взглянул в сторону входа в отель, где, внимательно осматривая пространство холла, стояла Тамара. Сегодня она была в, казалось бы, простом джинсовом костюме и кроссовках. Но и этот наряд великолепно подчеркивал изящность ее фигуры, создавал приятный взору контраст одежды с ее черными как смоль волосами. Она была обречена притягивать на себя восхищенные взгляды мужской части аудитории и ревностные и завистливые взоры ее женской половины. Пожалуй, только неполовозрелые дети, которых в холе отеля тоже было довольно много, остались безучастны к ее появлению.
Но скоро гул возобновился. Мужчины возвращались к прерванному на мгновение общению, одни - поймав на себе укоризненные взгляды своих жен, другие - просто посчитав неприличным и дальше во все глаза пялиться на вошедшую в отель женщину. К этому моменту Виктор и Тамара встретились взглядами и Веденеев, проворно поднявшись с дивана, энергично направился к ней на встречу. Он не сразу осознал нотки комичности в той поспешности, которую проявил, а когда понял, как это может выглядеть со стороны, устыдился своей несдержанности.
Мгновение спустя, возвратившись, уже вместе с Тамарой, назад, Виктор обнаружил, что «Конь», минуту назад полулежавший на мягком кожаном диване, сидел, выпрямив спину и стараясь подобрать предательски выпирающий адекватный своему возрасту живот. Эта картина несколько сгладила досаждающее Веденееву неприятное ощущение. Он сделал приглашающий жест официанту, который и без того, завидев появление в их компании дамы, направлялся прямиком к их столику. Пока молодой человек, скорее даже юноша, приближался, Виктор успел представить друг другу «Коня» и Тамару. Валерий, по сути своей «старый мент», встал в знак приветствия, и хотел было проявить галантность, но замешкался.
Веденеев, в определенной степени спас его от полнейшего конфуза, когда обратился к Тамаре.
- Могу я Вам предложить что-нибудь выпить, время, мне кажется, к этому вполне располагает. Как говаривали в каком-то кинофильме: «Что Вы предпочитаете пить в это время суток?» - процитировал он с улыбкой на лице засевшую когда-то в память фрау.
-Я бы, пожалуй, не отказалась от красного сухого вина. – Ответила молодая женщина.
Виктор взял со стола винную карту и произнес. – «Шеврон Руж» Вас устроит? – И получив утвердительный ответ, повернувшись лицом к официанту, резюмировал. – Бутылку «Шеврон Руж», вот это пирожное – он ткнул пальцем в принесенное юношей меню - и пару «Чивас Ригл».
Когда официант вернулся с заказом Тамара уже начала рассказывать о первых результатах своего исследования.
- Вы, Виктор, видели, что верхний восковой слой таблички не был целостным, и все же более семидесяти процентов его сохранилось в состоянии, которое позволило мне прочесть две довольно большие фразы.- Говорила она, пока юноша выставлял на стол бутылку, фужеры, стаканы с виски и прочее. Официант, продемонстрировав Веденееву, как заказчику, бутылку, открыл вино и сделал паузу. Веденеев поднял глаза на юношу и сказал.
-Я бы, конечно мог сейчас понюхать пробку, побултыхать вино по бокалу, потом поднести к носу, пригубить, погонять его во рту по вкусовым рецепторам и так далее. Но, все равно, это будет - мимо. Я в этом не то, чтобы ничего не понимаю, но уж точно не дока, а кидать «понты», морщить лоб и надувать от важности щеки мне, сынок, уже, к сожалению, не по возрасту. Да и некогда. Так, что считай, что мы по достоинству оценили «европейский класс обслуживания» вашего отеля, налей вино и иди пока. Без чаевых не останешься.
Последняя фраза произвела на официанта впечатление. Он молниеносно и ловко исполнил нехитрое наставление и удалился. Тамара же, тем временем, возобновила изложение хода исследования и его предварительных результатов.
- Первая фраза – такая: - она взяла в руки принесенный с собой планшет, и изредка бросая на него взгляд, процитировала почти наизусть запомненный ею текст – «непродаваемую благодать Духа Святого в куплю вводити и взимати от поставления митрополиту от епископа, и от попа, и от дьякона, и от прочих причетник, также и епископу от сущего под ним причта, от первых и до последних, и от всякого священия.»
Закончив цитирование, женщина окинула взглядом своих собеседников. Те сидели молча, не выказывая никаких эмоций по поводу только что услышанного. Тамаре было совершенно очевидно, что они мало что поняли и теперь ожидали от нее каких-то пояснений.
- Что бы было понятно, здесь говорится о том, что никому нельзя ни устанавливать, ни взимать плату за введение в церковный сан, потому что сан этот есть не что иное, как непродаваемая благодать Святого Духа.
Дальше вторая, достоверно распознанная мной, фраза говорит о том, что нужно лишать церковного сана, если он приобретен за плату-мзду, причем лишать и того, кто заплатил и того, кому заплачено, и то, что на это есть соответствующее постановление верховного церковного органа. - Тамара вновь обратилась к своему планшету и, сверяясь с ним, чтобы точно воспроизвести фразу, процитировала – «апостольское и богоносных отец соборное предание поставленного на мзде и с поставившим его обоих от сана измещет.»
Мужчины продолжали слушать ее внимательно, и не перебивая. Она продолжила.
- По этим фразам мне удалось идентифицировать текст, и, следовательно, значительно сократить временные границы возможного происхождения и самой таблички. По ее восковому слою записано, так называемое, письмо монаха Акиндина великому князю Михаилу Ярославовичу, и всем русским людям.
История его происхождения интересна сама по себе.
В русской церкви установился обычай брать плату за совершение таинства священства и других таинств. На Владимирском соборе 1274 года митрополит Кирилл такую мзду фактически узаконил и определил ее размер - 7 гривен, ровно столько – сколько брал сам. Но Тверской епископ Андрей, не примирившись с подобным порядком, обоснованно заклеймил такую практику симонией.
Чем действительно руководствовался епископ Андрей не вполне понятно. Возможно, что не столько моральной чистотой помыслов, сколько использовал данное обстоятельство как повод для действий, направленных на реализацию собственных амбиций занять место митрополита. Здесь надо иметь в виду, что это был период активного противоборства между Тверским князем Михаилом и Московским – Юрием за великокняжеское достоинство. И, конечно, противостояние церковных лидеров носило характер идеологической основы жестокой политической конкуренции князей.
Началось оно после смерти митрополита Максима. Тверской князь Михаил Ярославович направил к патриарху Константинопольскому своего ставленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на кафедру Русской митрополии. Но другой игумен - Петр оказался там раньше. Он митрополитом и стал. А Геронтий, видимо, с таким положением дел смирился. Церковь представляет это таким образом, что Геронтию, во время его плаванья по Черному морю, явилась богородица и заявила: - Тамара снова обратилась за помощью к своему гаджету – «Напрасно ты трудишься, предпринимая столь дальний путь. Знай, на тебя не возложится святительский сан, который ты хотел восхитить. Но тот, кто написал Мое изображение, Петр, игумен ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской» и так далее – Женщина не стала дочитывать цитату до конца.
- Правда это, или, на самом деле, имело место быть что-то другое – дело веры каждого. Что касается меня, я не готова поверить в реальность чудесного вмешательства Божьей Матери. Но, как известно, историю пишут победители. Поэтому, митрополит Петр стал, впоследствии, пафосно именоваться Святитель Петр и был причислен к лику святых, а Геронтий так и остался неудачливым похитителем. Было это в 1305 году.
Здесь, нарушив обет молчания, подал голос Виктор. – Извините, Тамара, – обратился он к рассказчице – мне не совсем понятна фраза: «тот, кто написал Мое изображение».
- Надо отдать должное Петру. Он, видимо, человек талантливый, был обучен иконописи. Одну из собственноручно написанных им икон – икону Божьей Матери Петр подарил тогдашнему митрополиту Максиму. Тот стал выделять эту икону среди прочих, молился только с ней. Впоследствии она приобрела качество некоего символа митрополитского достоинства. Отправляясь в Царьград за назначением, Геронтий взял ее и пастырский жезл с собой. Я полагаю, взял в качестве доказательства того, что именно ему Максим завещал кафедру Русской митрополии. – Сделала необходимые пояснения женщина.
События эти не оставили Петру выбора и в противостоянии между Тверским и Московским князьями он принял сторону последнего. Теперь на авансцену идеологического противоборства выдвинулся Тверской епископ Андрей.
Сначала, в 1311 году, он отправил Константинопольскому патриарху жалобу на митрополита, обвинив того в симонии.
Надо сказать, что у Тверского Епископа для обоснования своего мнения был аргумент в виде цитаты из деяний апостолов Петра и Иоанна, которая описывала как волхв, иными словами – язычник, Симон пытался приобрести у апостолов за деньги благодать Святого Духа, то есть купить священный сан.- Тамара взяла в руки планшет и, произведя какие-то манипуляции пальцами, воспроизвела цитату из «деяний апостолов» - «Тогда возложи руки на них, и они приняли Духа Святого. Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия…».
В этот момент она оторвалась от текста и посмотрела на своих молчаливых слушателей, которые после этой фразы из «апостольских деяний» вновь, округлив свои глаза до размеров пятирублевой монеты, уставились на нее непонимающим взглядом.
- Ну, короче, фигу тебе лысую, а не Духа Святого!- С некоторыми плохо скрываемыми нотками недовольства в голосе, перевела рассказчица смысл последнего предложения цитаты.
После этих слов, лица мужчин просияли улыбкой благодарности за столь доступный для понимания перевод новозаветного текста, и Тамара продолжила – ибо сердце твое не право перед Богом. И так покайся в своем грехе, и молись Богу; может быть отпустится тебе помысел сердца твоего. (Ну, типа, Бог тебя простит за твои намерения.) – Сразу прокомментировала Тамара – ибо вижу я тебя исполненного горькой желчи в узах неправды. – Закончила цитировать она.
Первым из слушателей подал голос Валера. – Если бы не Ваши изысканные комментарии, Тамара, я бы смысла не понял. Но, как звучит! Как песня. «Горькой желчи в узах неправды» - Повторил он на распев последнюю, услышанную из цитаты фразу, жестом и выражением своего лица демонстрируя восхищение.
Тамара, тем временем, довольно бесцеремонно проигнорировав реплику «Коня», продолжила излагать последовательность исторических событий. – Патриарх прислал клирика, что-то вроде церковного чиновника. Чиновник – чиновник и есть, хоть и церковный. Он заключил, что митрополит лишнего не берет, свыше того, что ему полагается по обычаю, тем более что у греков у самих взимание платы за поставление в сан было обычным делом. Правда, те, чтобы устранить противоречие с каноническими догмами, представили ее как компенсацию убытков, так или иначе связанных с осуществлением таинства. На созванном по этому поводу Переславском соборе Андрея заклеймили клеветником.
Тверской Епископ, не удовлетворившись таким решением, отправил в Константинополь монаха Тверского Богородичного монастыря Акиндина для получения разъяснений непосредственно от патриарха.
На этот раз Тверскому монаху, спрашивающему Константинопольский собор в составе патриарха и 36 митрополитов, ответили, что брать плату за поставление противно всем божественным правилам, и «если возьмут хотя бы половину золотого или даже меньше, будут равны с Иудою и не имут части со Христом ни зде, ни в будущем веце».
Именно об этом и написал Акиндин великому князю Михаилу Ярославичу и всем русским людям.
Интересно то, что, хотя текст послания Акиндина истории известен, неизвестно дошло ли оно до самого Михаила Ярославича. Во всяком случае, дальнейший ход противостояния князей свидетельствует, что Михаил не извлек никакой выгоды из этого послания. Вероятнее всего, оно до него не дошло.
Кстати сказать, противоборство двух князей было, отнюдь, не, только, на идеологическом фронте. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что они в борьбе за власть в постоянных жестоких междоусобицах пролили реки крови будущих соотечественников. Они не гнушались ради власти пойти на союз с инородцами, в том числе и с чересчур, по-моему, демонизированными теперь монголами. Но решающим звеном в том противостоянии стало то, что Московский князь взял в жены сестру лидера монголов - хана Узбека Кончаку, тем добившись благосклонности тогдашних хозяев земли русской, и, как следствие ярлыка на великое княжение.
В союзе с монголами и новгородцами Московский князь Юрий ринулся на Михаила Ярославича. Но Михаил разбил объединенное войско Москвичей и монголов. Юрий Данилович свалил в орду, где добился от хана Узбека расправы над своим конкурентом, обвинив его в отравлении Кончаки, плененной Михаилом в ходе Бортеневского сражения и умершей в Твери при не выясненных обстоятельствах.
Но не будем углубляться в историю, а вернемся к нашему артефакту. Исходя из исторического контекста событий, можно довольно точно установить возраст церы. Она никак не могла быть выполнена ранее 1312 года, когда состоялся собор в Константинополе, решение которого, как мы теперь знаем, отражены в послании.
Что касается верхней границы вероятного временного интервала изготовления восковой таблички, то здесь не все так однозначно. Хотя известно, что Михаил, который все это замутил, погиб мученической смертью в орде в 1318 году, а в 1326 году умер Петр, свою актуальность послание не потеряло и впоследствии. Ведь, плату за возведение в сан на Руси так и не отменили, и это стало основным мотивом для возникновения новой волны церковной оппозиции, известной истории под названием «Секта Стригольников».
Вот, собственно, и все, что пока удалось установить исходя из анализа воскового слоя таблички. Возможно, что верхнюю границу временного интервала изготовления церы удастся откорректировать на основании радиокарбонного анализа воска, ее деревянного основания и мумии.
Все необходимые исследования я заказала. Вот договора. – Тамара достала из своей сумочки, упакованные в прозрачные файлы, договора и протянула их Виктору. – Вам, Виктор надо их, во-первых, подписать, во-вторых, оплатить.
Веденеев погрузился в изучение документов. Тамара воспользовалась образовавшейся паузой и потянулась за своей чашкой, уже изрядно подстывшего, кофе. Рябоконь, от нечего делать, взял в руки стакан с виски. Сам не зная зачем, крутанул его слегка, так, что кусочки полу растаявшего льда негромко звякнули, коснувшись стенок сосуда. Он уже хотел было вернуть виски на прежнее место. Но Виктор воспринял жест Валеры как приглашение и, оторвавшись от чтения бумаг, взял свой бокал. Товарищи отхлебнули по глотку напитка, после чего Веденеев возвратился к изучению бумаг.
Через некоторое время он обратился к Тамаре.
- Тамара, на какую точность датировки мы можем рассчитывать по результатам этих исследований? – Спросил Виктор.
- Когда проводился радиокарбонный анализ воска «Новгородского кодекса», - начала пояснять женщина - установленный учеными датирующий интервал составил 150 лет с надежностью 68% и 250 – с надежностью 95%.
- Простите, Тамара, а разве такая погрешность исследований в 250 и даже в 150 лет позволит Вам сократить интервал датировки артефакта? Или я чего-то не понимаю.
- Дело в том, что радиоуглеродному анализу будут подвергнуты и воск, и деревянное основание, и мумия. Пересечение датирующих интервалов каждого предмета в совокупности с известным историческим контекстом событий может позволить значительно откорректировать датирующий интервал всего комплекса находок. Но Вы, Виктор, правы. Этого может и не случится. Решайте. Но, имейте ввиду, что подобные исследования потребуются в обязательном порядке, если Вы захотите продать артефакт через аукцион.
За столом вновь воцарилось молчание, но продлилось оно не долго. Довольно скоро, не задавая Тамаре больше никаких уточняющих вопросов, Веденеев подписал документы и вернул их женщине.
- И все же, Тамара, раз уж Вы сами заговорили о продаже, на основании тех данных, которые Вы выяснили, уже можно делать более-менее достоверное предположение о возможной рыночной стоимости находки?
- Об этом говорить пока рано. Если бы цера представляла собой только отрывок письма монаха Акиндина, то и в этом случае, можно было бы ориентироваться на сумму порядка четверти миллиона «евро» в качестве начальной ставки аукционных торгов. – Тамара не смогла удержаться, чтобы не взять в этот момент паузу. Чтобы заретушировать ее театральность женщина потянулась за все еще недопитым, но уже давно холодным кофе. Она достигла ожидаемого результата.
- «Бы»? Вы сказали «бы»?- Встрепенувшись, отреагировал Виктор. – Значит ли это, что табличка содержит еще какую-то информацию? – Его взгляд демонстрировал искренний интерес. Тамаре даже показалось, что в проявленном Виктором любопытстве не было места меркантильности, но она посчитало это впечатление невозможным, а потому ошибочным.
Тамара не спешила ошеломить своих собеседников, несомненно, сенсационными результатами своего исследования, не только из-за желания подольше сохранить интригу, потешив свое эго. Потому еще, чтобы заказчик получил представление о трудоемкости проведенной исследовательской работы, оценил талант исследователя. Она полагала это необходимым для того, чтобы у него (заказчика) не возникло желания попытаться пересмотреть стоимость работ, поэтому дальнейший рассказ начала издалека.
- При исследовании цер «Новгородского кодекса», уже после того, как деревянная основа была освобождена от слоя воска, отец обнаружил на ней характерные царапины. Дело в том, что для нанесения текста на воск использовали острый конец, так называемого «писала», чего-то отдаленно напоминающего гвоздь. Другой затупленной стороной «писала» можно было текст затереть, если не было необходимости в его дальнейшем сохранении. Это обеспечивало возможность многократного использования восковых табличек, в чем, на самом деле, и состоит их основная ценность. Однако «писало», как оказалось, не только продавливает в воске нужную писцу букву, но и, очень часто, оставляет царапины на деревянном основании.
Скрупулезно и монотонно исследуя деревянное основание цер «Новгородского кодекса», отец сумел обнаружить и полностью распознать несколько нанесенных слоями друг поверх друга самостоятельных текстов. Тех текстов, которые древний писец наносил «писалом» по воску, а потом затирал за ненадобностью и процарапывал в воске новый актуальный для него текст, а впоследствии тоже уничтожал.
Что-то подобное я ожидала обнаружить и на деревянной основе нашего артефакта, а нашла совершенно другое. Там, под слоем воска были отнюдь не царапины. Там нанесен совершенно самостоятельный текст, который, видимо, и составляет главное содержание церы. Текст, нанесенный по воску, всего лишь камуфляж, имеющий назначение скрыть основное, нанесенное на саму деревянную основу церы послание.
Кстати, истории известен, как минимум, один пример аналогичного использования цер. Чтобы скрытно передать согражданам планы персидского царя Ксеркса, Демарат соскоблил с таблички воск, написал письмо прямо на поверхности самого дерева, а затем покрыл всю запись воском. Чистая восковая табличка не вызвала подозрений, потому что это был обычный предмет обихода грамотного человека.
Все время, пока Тамара делала это вступление, она наблюдала за реакцией мужчин, переводя взгляд с одного на другого. Лица обоих тронул легкий румянец возбуждения, их нетерпение проявилось в напряженных позах и еле заметных шевелениях, как будто архи комфортный до того диван стал в один момент жестким и неудобным.
- Мужикам за полтинник, а они как дети, ей богу. – Подумала про себя Тамара, пока доставала из сумочки стандартный лист писчей бумаги, на который она раньше карандашом перенесла обнаруженный ею текст. Она передала листок Виктору.
Взяв его в руки, Веденеев принялся было читать, но через мгновение оторвал взгляд от текста и вопросительно посмотрел на Тамару, одновременно передав бумагу Валерию. Спустя минуту выражение недоумения поселилось и на лице «Коня».
- Хрень какая-то, тарабарщина. – Вынес он свое заключение голосом, лишенным всякой эмоциональной окраски.
- Тарабарщина? – откликнулась на его высказывание Тамара. – Как не странно это прозвучит, но ткнув, так сказать, пальцем в небо, Вы попали в самое яблочко. Это тарабарщина и есть, или, если говорить научными терминами, тарабарское письмо. Это одна из самых простейших форм шифрования письма, применявшаяся в древней Руси. Историки находят примеры применения тарабарского письма, начиная с XIII аж до XVIII века.
Так, монахи одного из отдаленных русских монастырей решили настучать на княжеского слугу, и направили князю челобитную, но испугавшись, что она может каким-то образом попасть в руки того самого, слуги применили шифр. Зашифровали, правда, всего одно слово. Фраза вышла следующая: « А прочих его чудес великое множество, невозможно ни описать, ни исчесть – потому что во плоти есть цьяшос». Это последнее во фразе, закодированное слово расшифровали, применив цифровой ключ. Стукачки, на основании этого ключа, заменяли одну букву алфавита на другую. Оказалось, что это слово «дьявол». С использованием подобного метода шифрования писано, также и послание митрополита Киприана к Сергию Радонежскому о Митяе, датируемое 1378 годом. А доказательством того, что тарабарское письмо все еще использовалось и в XVII веке служит письмо царя Алексея Михайловича своему двоюродному брату стольнику Афанасию Матюшкину.
Суть способа заключается в том, что для шифрования текста нужно было разделить согласные буквы на две группы. Первая группа - буквы б,в,г,д,ж,з,к,л,м,н. Вторая – щ,ш,ч,ц,х,ф,т,с,р,п. Второй ряд букв нужно разместить ниже первого ряда таким образом, чтобы под буквой б оказалась щ, под в – ш и так далее. При письме вместо букв верхнего ряда применялись соответствующие буквы нижнего ряда и наоборот. Причем, гласные звуки и знаки оставлялись без изменений.
Таким образом, первая фраза текста «Щмакья, афъ гко шы шесю и лочшомике.» после дешифровки читается как «Братья, азъ что вы велю и сотворите.», что уже, как видите, не лишено смысла. Дальнейший перевод этой фразы со старославянского языка на современный русский формирует следующее предложение: «Братья, сделайте то, что я вам велю».
- Вот полный текст послания - Тамара передала собеседникам еще один лист бумаги с нанесенным на него карандашным текстом. – Вы посмотрите, а я вам вслух зачитаю. Так будет правильно. – Убеждая скорее саму себя, чем кого-либо еще сказала женщина.
Братья, азъ что вы велю и сотворите.
Не примате же митрополитово вычение. Зане се вычение веръжено и развращено крылошане невъгласы яже тща мнити ся яко хитрый. Еже ясти злъе всего сде ни суть въдуще Бога.
Просвыщени и пресловущий гарил ирийский посла ны остатну праву былицу исповедаши о житии Господа нашего Христа Иисуса.
Сей горний гранеславник суть харатья иных апостолы и друзии епистолии яже ясти велилепие господни заповеди.
Заповедаю вы перетолмачить сю знань, уведати, блюсти и увлажати и тако исправляху и правяху въру в истеньнаго Бога.
Гранеславник сей доволити брезеть оттай с тщанием капьно и завсе, яко гонзати восхищение.
Истое от гарила доволити ложити в омнежную скудельницу и сховати в закуток заточного вертепа. Сякой ясти странь скита обонь пол удолия преполовине дремучего леса одесную вымола и ошуюю древнего поганского идоласлужителя.
Списки же заповедаю вы брезеть инде, яко деля скимах леть познати Бога яко позна Бога самъ якоже имети спасение души своя.
Да хранит ны еси Бог, да избавити ны еси от врагъ наших.
Пока мужчины просматривали глазами нанесенный на бумагу текст, как и в прошлый раз, по очереди (сначала Виктор, потом Валера), Тамара так же вслух зачитала и его перевод на современный русский язык.
- Братья, сделайте то, что я Вам велю. Не принимайте учения митрополита. Ибо это учение повреждено и искажено церковнослужителями-невеждами, которые напрасно мнят себя всезнающими, и, что есть хуже всего, здесь не знали Бога. Просвещенный и прославленный иноземец из теплых стран послал нам последнюю настоящую истину, рассказывающую о житии Господа нашего Иисуса Христа. Этот божественный сборник текстов состоит из посланий иных апостолов и других записей, которые представляют собой величие заповедей господних. Поручаю вам перевести это знание, изучить, соблюдать и восхвалять и таким образом исправлять и укреплять веру в истинного Бога. Это собрание текстов подобает хранить тайно с усердием, совместно и всегда, чтобы избежать его кражи.
Самое главное от иноземца (первоисточник) надо положить в закрытый горшок и спрятать в укромный уголок нежилой пещеры. Такая есть в стороне от монашеского скита на другой стороне ложбины, посреди дремучего леса справа от пристани и слева от бывшего языческого идола. Копии поручаю вам хранить в другом месте, чтобы монахи могли познать Бога, как познал его я и тем получить спасения своей души. Да хранит нас Бог, да избавит нас от наших врагов.
За столом повисла пауза. Тамара ждала реакции своих слушателей. Те, очевидно, находились в ступоре. Виктор, остро ощутив неловкость момента, первым сделал шаг, чтобы ее нивелировать.
- Тамара, я в замешательстве. – Искренне начал он. – Вы уже сейчас проделали, на мой взгляд, непрофессионала, великолепную работу и пришли к поразительному результату. У меня создалось внутреннее ощущение того, что обнаруженный и расшифрованный Вами текст содержит в себе какие-то потенциальные ресурсы – говорил Веденеев, тщательно подбирая каждое слово – которые влекут за собой увеличение рыночной стоимости артефакта. – Последние слова Виктор произнес, придав своему голосу вопросительную интонацию.
- Это - само собой – скороговоркой, выпалила молодой ученый тоном, из которого Виктор заключил, что для Тамары стоимость находки является чем-то малозначительным, второплановым, что результаты ее работы открыли что-то гораздо более существенное и важное. И, хотя, это важное пока находилось за рамками его понимания, но возбуждение женщины, которое проявлялось в интонации ее голоса, позе, румянце, на удивление заметном даже на фоне ее смуглой от природы и загоревшей на солнце кожи, передалось и ему.
- Наличие на восковой табличке зашифрованного текста ставит ее на особое положение среди, и без того немногочисленных, обнаруженных на территории древней Руси цер. Если в тексте шифровки говорится о том, о чем я думаю. А я думаю, что в послании говорится о древнехристианских апокрифах. Я признаюсь Вам, господа, - почему-то именно так Тамара сейчас обратилась к мужчинам, хотя раньше этого не делала – меня эта мысль приводит в невероятное возбуждение. Это кажется мне нереальным, чтобы на Русь попали неканонические евангелия, запрещенные церковью еще в IV веке и с тех пор нещадно ею уничтожавшиеся. Мне это кажется нереальным настолько, что я сама пыталась опровергнуть эту версию, старалась найти другое объяснение. Но фраза: «сей горний гранеславник суть харатья иных апостолы и друзии епистолии яже ести велилепие господни заповеди», я уверена, не оставляет места никакому другому ее толкованию, кроме того к которому я пришла.
Чтобы понимать масштаб этого открытия надо иметь в виду, что новый завет, канонизированный, иными словами, принятый церковью только в 364 году, включает в себя четыре евангелия. Среди них только самое короткое – евангелие от Марка, является, как считают большинство историков, самостоятельным произведением, написанным в 60-70-х годах I века. Что касается евангелия от Матфея и Луки, ученые считают, что в их основу легли евангелие от Марка и еще, по одной версии - один неизвестный источник, по другой – аж три. Апостолов, как известно, было двенадцать. И доподлинно известно, что до канонизации текстов нового завета, которая, повторюсь, произошла только в конце IV века, имели хождение еще несколько евангелия, написанных от имени других апостолов. Об их содержании мало, что было известно вплоть до обнаружения в Египте, так называемой, библиотеки «Наг-Хаммади», открывшей миру тексты евангелия от Фомы и Филиппа, евангелие от египтян и евангелие истины.
Упоминания о Египте, апокрифах и библиотеке стали причиной зарождения в душе Виктора какого-то странного, не испытываемого им ранее, ощущения. «Ну, действительно, месяц назад я и слыхом не слыхивал ни о каких апокрифах. А тут, на тебе, второй раз за такой короткий промежуток времени. Случайность? Скорее всего. А вдруг нет. Вдруг что-то большее» - Эта мысль проскочила в его сознании слабой искрой. Виктор почему-то устыдился этой мысли и постарался быстрей отогнать ее прочь.
Тамара, тем временем продолжала. – И теперь в наших руках подтверждение того, что эти, а может другие, раннехристианские источники достигли древней Руси. Это, вне всяких сомнений, сенсация. Ну и, само собой, это увеличивает рыночную стоимость артефакта в разы.
А если принять во внимание, что таинственный посланник наказывал первоисточник текстов хранить вечно, то можно предположить, что они и по сей день находятся там, куда их положили его товарищи.
- Подождите, подождите, Тамара. – Перебил ее Валера – По-моему, совершенно очевидно, что, раз уж послание было обнаружено в болоте спустя столетия, то оно не достигло адресата. И, следовательно, инструкции, содержащиеся в послании, исполнены быть не могли.
-Так-то оно так. Но. Нам известно, что кроме зашифрованных инструкций о сохранении сборника текстов, послание содержало и письмо монаха Акиндина. А оно истории известно, хотя и неизвестно откуда это известно. Простите за каламбур. – Пошутила женщина неожиданно для самой себя, и сама же улыбнулась своей же шутке. - Стало быть, письмо монаха так или иначе адресата все-таки достигло. – Продолжила Тамара, сделав акцент на слове «достигло», слегка растянув его при произношении, одновременно приподняв указательный палец правой руки. - Можно предположить, это объясняется тем, что неизвестный источник отправил несколько аналогичных посланий с разными сопровождающими и, возможно, разными маршрутами, и, следовательно, допустить, что инструкция адресата все-таки достигла и была исполнена. – Тамара посмотрела на собеседников, оценивая, сумела ли она пошатнуть проявленный ими скепсис, и, убедившись в этом, продолжила стройную, с ее точки зрения, цепь логических рассуждений. – Существует еще одно, косвенное доказательство того, что запретные евангелия, которые принято считать письменными источниками явления, называемого наукой гностицизмом, достигли древней Руси. Таким доказательством, по моему мнению, служит сам ход дальнейшей истории. Потому, что чуть позже времени, к которому относится найденный артефакт, в Новгороде образовалась, так называемая секта «стригольников». Она придерживалась идеологии и мировоззренческой позиции сходной с гностицизмом. Там же в Новгороде позднее трое основателей этой секты были казнены. Их сбросили в воду. Но идеи гностицизма тогда полностью уничтожить не удалось. Позже они проявились в «ереси жидовствующих». На определенном историческом отрезке времени эта секта сильно укрепилась на Руси. Ее идеи неприятия церковного землевладения и ограничения боярских вольностей оказались, как нельзя, кстати, для укрепления царского авторитаризма. И, в общем-то, она была близка к тому, чтобы заменить ортодоксальную церковь в качестве главенствующей государственной религии. Но этого не случилось, и в 1504 году состоялся собор на еретиков. Идеологов жидовствующей ереси сожгли, прочих разослали по монастырям.
Дальше нужно обратить внимание на следующую обнадеживающую фразу из текста послания: «Истое от гарила доволити ложити в омнежную скудельницу и сховати в закуток заточного вертепа». «Омнежная скудельница» это не что иное, как закрытый горшок. И если предположить, что консервацию сокровенных текстов провели с достаточным тщанием, надежно перекрыв доступ кислорода в сосуд, то, они вполне могли сохраниться и по сей день.
В тексте, сами можете видеть, содержится довольно большое количество ориентиров.
«Странь скита» совершенно недвусмысленно означает, что место предполагаемого хранения текстов находится неподалеку от монастыря. Слово «вертеп», говорит о том, что рядом с монастырем должны находиться пещеры природного либо искусственного происхождения. Монастырь находится на берегу толи реки, толи озера, потому что употребленное в тексте слово «вымол» означает пристань. Ну и последнее – монастырь, о котором идет речь в послании, был образован на месте древнерусского языческого капища.
Справедливости ради надо сказать, что этот последний ориентир малоинформационен, поскольку христианские монастыри и церкви на Руси образовывались и строились, как правило, на месте языческих капищ. Раннее христианство, вообще, и русское, в частности, не обладало терпимостью ни к какому инакомыслию.
Однако, и без этого ориентиров достаточно, чтобы сузить пространство поисков так, что их успех уже не кажется чем-то совершенно утопическим. Нет? – Задав этот короткий вопрос, Тамара посмотрела на своих собеседников.
- Ну, не знаю. - Отреагировал на ее вопрос Виктор. – Монастырей на территории Руси от Киева до Новгорода, наверное, было не мало, даже в XIV веке. Нет? – Тоном неуверенного в себе студента, в свою очередь, спросил он.
- В своем рассказе о ходе исследования я не упомянула о том, что деревянное основание обнаруженной церы было выполнено из бука. Это совершенно не характерно для Руси. У нас восковые таблички изготавливались из липы и дуба. Данный факт дает возможность определить направление движения послания. Совершенно очевидно, что бук произрастает значительно южнее места обнаружения церы. Следовательно, древний почтальон направлялся с юга на север, а никак не наоборот. Двигался он по известному с VIII века, так называемому, «Волжскому торговому пути», являющемуся частью маршрута «из варяг в греки». Применительно к нашему случаю можно сказать «из грек в варяги». Поэтому конечный пункт маршрута доставки послания можно локализовать территорией от места обнаружения артефакта до Великого Новгорода. А в нее и входят-то всего две современные области: Тверская и Новгородская. А, учитывая, что эпицентром исторических событий того времени была именно Тверь, что именно Тверской князь нуждался в той части послания, которая была нанесена по восковому слою церы, что это письмо монаха именно Тверского монастыря, наиболее вероятно, что и конечный пункт маршрута доставки находился именно на территории Тверского княжества. А здесь, в XIV веке, кроме Богородичного монастыря, к которому принадлежал Акиндин, были еще Троицкий Макарьев монастырь в городе Кашин, Новоторжский Борисоглебский – в Торжке, Свято-Успенский – в Старице и Нилова пустынь на озере Селигер.
- Я так понимаю, Тамара, что Вы решили провести поиски вероятного места захоронения в надежде отыскать эти древние рукописи? – с некоторым удивлением в голосе спросил Виктор.
- Я – историк. Не каждому историку выпадает счастливый случай обнаружить что-то существенное в своей жизни. И упускать такой шанс я не намерена. Через месяц у меня запланирован отпуск, и я уже решила, что потрачу его на поиски. Месяца мне вполне хватит, чтобы провести необходимую подготовку и составить план розыскных мероприятий. Меня смущает только один этический момент. Вы, Виктор, являетесь владельцем восковой таблички, а, следовательно, в какой-то степени, и информации, которую она содержит. Ну и в связи с этим, у меня не то чтобы кошки на душе скребли, но некоторые неприятные ощущения все-таки присутствуют. Я была бы Вам исключительно признательна, если бы Вы помогли мне избавиться от них. – Посмотрев на Виктора, закончила Тамара и перевела свой взгляд в направлении входных дверей, где секунду назад боковым зрением уловила появление молодого человека, по всей видимости, ее знакомого. Она посмотрела на часы, расположенные над стойкой регистрации гостей отеля. – Прошу прощения. Мне пора идти. Я, с сожалением, вынуждена констатировать, что время для дела истекло, одновременно радуясь тому, что пришел час для потехи. – Улыбнувшись своей шутке, сказала женщина и, не дожидаясь реакции мужчин на ее последнее заявление, встала и направилась навстречу стоящему у входа молодому человеку.
По ходу Тамара попала в створ насыщенного оттенками красного цвета луча заходящего солнца, проникающего в холл отеля сквозь одно из широких окон. Свет красным контуром очертил ее силуэт.
Виктор, повинуясь охватившему его желанию задержать женщину в луче света, окликнул ее. Тамара была вынуждена остановиться и развернуться вполоборота, от чего ее фигура приобрела еще более пикантные формы.
После небольшой заминки, в течение которой Виктор силился придумать повод, которым обосновывался бы этот его порыв, он спросил.
- Что Вы скажете, если я предложу вам провести поиски совместно, разделить, так сказать, трудности и лишения с ними связанные, горечь разочарования или радость успешного окончания предприятия? Это как-то приглушит муки Вашей совести?
- Вне всяких сомнений. На что-то подобное я и рассчитывала. – Бросила Тамара и продолжила прерванное движение.
- Я позвоню Вам завтра. Договоримся о встрече, чтобы обсудить ход подготовки экспедиции. – Повысив голос, сказал Виктор и, после небольшой паузы, добавил в след уже удаляющейся женщины – Долго не засиживайтесь. – Потом дождался пока Тамара отойдет на расстояние, с которого не сможет его слышать, вполголоса добавил – И не залеживайтесь.
- Эх, и девица! – Воскликнул Рябоконь, когда входная дверь за историком захлопнулась. – Красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна!
- Она не только удивительно красива, но и умна не по годам, не находишь? – Виктор взял в руку стакан с виски.
- Согласен. – Валерий сделал то же самое. – Это большой недостаток. Но, как говорится, все мы несовершенны.