В течение последних нескольких недель я с увлечением смотрел передачи о воздушных расследованиях авиакатастроф. В это время я был потрясен, узнав, что в семидесяти процентах авиакатастроф виноват человеческий фактор. В почти трех четвертях авиакатастроф, которые приводят к большим человеческим жертвам, виноваты наземные службы, авиадиспетчеры и пилоты. И самое обидное, что многих из этих аварий можно было бы полностью избежать, если бы авиационная отрасль приложила немного усилий. Более того, еще есть время что-то предпринять.
Одной из распространенных причин авиакатастроф является неспособность пилотов правильно настроить самолет для взлета. В частности, пилоты забывают выпустить закрылки. Если вы когда-нибудь смотрели из окна на крылья самолета во время взлета или посадки, вы увидите закрылки в действии. Они увеличивают размер крыла и угол атаки. Это гарантирует, что во время взлета самолет получит достаточную подъемную силу, чтобы оторваться от земли. Если пилот забудет выдвинуть закрылки, самолет никуда не поедет, кроме конца взлетной полосы.
Как пилот может забыть выпустить закрылки? Боюсь, слишком легко. На одном самолете, когда самолет выруливал на взлетно-посадочную полосу, пилоты проводили предполетную проверку и одновременно общались с УВД. Они отвлеклись до такой степени, что просто забыли выпустить закрылки.
В другой раз пилоты вели светскую беседу и флиртовали со стюардессой во время предполетной проверки. И снова они просто забыли выпустить закрылки. В обоих случаях самолеты разбились в конце взлетно-посадочной полосы, и все погибли.
Хорошо, я не эксперт в области авионики, но вот очень простое решение этой проблемы. Сделайте так, чтобы самолет не мог выехать на взлетно-посадочную полосу, пока не будут выдвинуты закрылки. Не будет слишком сложно запрограммировать отключение мощности двигателя самолета или переключение двигателей на обратную тягу, а также включение тормозов задолго до того, как самолет окажется на взлетно-посадочной полосе без выдвинутых закрылков. Это не ракетостроение.
Как только экипаж поднимается на борт самолета, он должен поддерживать стерильную кабину. Это означает, что единственное, о чем разрешается говорить, это о безопасной эксплуатации самолета. Конечно, многие члены экипажа слишком легко забывают об этом, что приводит к гибели всех людей на борту. Опять же, есть простое решение этой проблемы.
Существует бортовой самописец, записывающий все, что говорится в кабине пилотов. Просто попросите кого-нибудь проверить эту запись и наложите серьезное финансовое наказание на любой экипаж, уличенный в болтовне о своей общественной или личной жизни во время взлета и посадки.
Еще одна очень распространенная проблема - это сваливание самолетов с неба. Срыв происходит, когда самолету не удается поддерживать достаточный поток воздуха под крыльями, чтобы удержать его на высоте. Этот недостаток воздушного потока является результатом недостаточной скорости и связан с углом наклона самолета при движении вперед по воздуху. Если нос самолета поднимается слишком высоко, более чем на 15 процентов от горизонтальной линии, то это приводит к снижению подъемной силы, и самолет начинает падать. Это все равно, что нажать на тормоза автомобиля, пока он не остановится, - сделайте это с самолетом, и 300-тонная красавица упадет как кирпич.
Когда самолет входит в срыв, в течение нескольких коротких мгновений вполне возможно полное восстановление. Сначала пилот получит очень сильное физическое предупреждение в виде того, что называется стик-шейк. Чтобы привлечь внимание пилота, джойстик начнет трястись довольно сильно. Когда это начнется, все, что пилот должен сделать, это нажать на стик вперед, чтобы опустить нос и в то же время увеличить мощность двигателя. Самолет немного перейдет в пикирование, но когда самолет наберет достаточную скорость и воздушный поток, он сможет вернуть нос в ровный полет, и все будет в порядке, катастрофа предотвращена. Пассажиры могут быть немного потрясены и даже получить незначительные травмы, например, ожог руки от пролитого горячего кофе, но они останутся живы и расскажут об этом.
Вот что происходит на самом деле: палка дрожит, и пилот, зная, что это значит, переходит в режим паники. Во многих случаях пилот делает прямо противоположное тому, что он должен делать, обрекая самолет на очень неприятный конец. Пилот берется за стик и вместо того, чтобы толкать его вперед, что может показаться интуитивно понятным, тянет стик назад к груди. Как только он это сделает, ему конец. Это просто поднимет нос еще выше, создавая еще меньший поток и подъемную силу, и она пойдет вниз, спокойной ночи Вена.
Вот идея, почему бы не отнять управление у пилота и не позволить бортовому компьютеру выполнить восстановление? Я уверен, что не составит большого труда настроить компьютер на управление самолетом при достижении определенных параметров. Конечно, слишком крутого пикирования должно быть достаточно, чтобы запустить компьютерное восстановление.
Вот в чем дело, у нас есть технология для реализации этих изменений, о которых я упомянул, и наверняка я не первый, кому пришла в голову такая мысль. Так что вопрос в том, почему ничего не было сделано для этого? Это обычная история о том, что производители самолетов не хотят вкладывать деньги в такие технологии, спасающие жизни? Неужели стоимость разработки и внедрения технологии намного выше, чем стоимость человеческих жизней? Мне неприятно так думать, но я не могу придумать ни одной другой убедительной причины.
В заключение, на несколько более утешительной ноте, скажу, что полеты по-прежнему являются самым безопасным видом путешествий. По статистике, вероятность того, что вы погибнете в автокатастрофе, проезжая небольшое расстояние до работы, выше. Однако это слабое утешение для семей погибших близких, которые умерли только потому, что доверили пилоту управлять этим чертовым самолетом, а не болтать о том, что он собирается делать с симпатичной стюардессой после приземления.