Найти тему
Про Миграцию

Минстрой продолжает попытки реализовать оргнабор иностранной рабочей силы из Узбекистана.


В идее организованного набора нет ничего плохого и мы его полностью поддерживаем. Именно такой подход способен навести порядок среди лиц находящихся в России с целью работы. Передовиком здесь выступает Москва. Оно и понятно, что рядом с высокими кабинетами проще организовать нужное решение, да и запросы у столицы выше всех регионов.

Для реализации оргнабора необходимо создание определенных условий, чтобы мигранты и работодатели захотели идти этим путём.

Необходимо создать определенный коридор, как из пряников, так и кнута. Такой коридор создается сейчас силами Минстроя.

В последнее время с новостных лент не сходит новость о запуске пилотного проекта по ввозу в строительную сферу мигрантов чартерными поездами. Планируемая цифра ввоза трудовых ресурсов 10.000 человек. Заинтересованным ведомством выступает Минстрой. Под этот пилотный проект решили наложить очень хорошую идею по обкатке возможности оформления мигрантам патентов на работу. Для этого необходимо организовать в стране исхода, в данном случае Узбекистане, прохождение медкомиссии, экзаменов на знание русского языка, оформления страховки, дактилоскопии, оформления патента. Именно для этого в Ташкент на днях летала представительная делигация от России. В принципе, идея конечно не нова, но МВД уже не один год противится этой идее. Почему? Ну, тут много причин, это отдельная история, как-нибудь потом…

Поскольку куратором процесса выступает сама г-жа Голикова, а заинтересованным ведомством - Минстрой, то надеемся, что этот опыт окажется успешным, и МВД что-нибудь придумает, чтобы организовать процесс оформления и выдачи патентов в Узбекистане. Возможность мигранту приступить к работе сразу после приезда в Россию, является главным условием успешного реализации проекта по организованному набору. Об этом условии неоднократно говорили эксперты в области трудовой миграции. Без этого, смысл в организованном наборе снижается. И именно этот «пряник» может стать хорошим стимулом для обеление рынка иностранного труда.

Кнутом же может выступить, тот факт, что после выборов нас ждёт очередное закрытие границ. Намеки на возможность развития таких событий приходят из разных источников всё чаще.

В случае закрытия границ для трудовых мигрантов работодателям будет предложено завозить иностранных работников по Алгоритму, утверждённому Опрештабом по Ковиду ещё в начале года. Опыт ввоза иностранцев по Алгоритму сегодня уже есть. Есть негативные моменты, которые как раз, по нашему мнению, и повлияли на настроения Минстроя, который сегодня настаивает о переносе оформления документов мигрантам в страну исхода. На этом настаивают и представители Узбекской стороны. Если проблемные вопросы, которые возникали ранее у некоторых работодателей при ввозе иностранной рабочей силы, будут отрегулированы, пусть и в рамках пилотного проекта в ручном режиме, то в целом это будет успех. В дальнейшем это можно масштабировать и на другие области экономики и субъекты России.

Однако есть и другие трудности, которые сегодня необходимо решить. Один из главных вопросов который сегодня Минтруд не смог решить, да это и не в его власти, это случаи отказов от работы у работодателей по «приглашениям» которых иностранные работники приехали трудиться в Россию в рамках Алгоритма. Согласно требованиям Алгоритма, работодатель берет на себя обязательства по оплате проезда из страны исхода в Россию и обратно… есть ещё ряд обязательств, как правило это ещё и оплата расходов по оформлению патента и т.д. Вместе с тем, организации стали массово сталкиваться с ситуациями, когда иностранный гражданин прилетел, ему оформили патент, а он ушел работать к другому работодателю, или прямо из аэропорта уехал в другой город… В соответствии с действующим законодательством, сегодня нет законных инструментов запретить мигрантам такие поступки, они волны сами распоряжаться где им трудиться. Взыскать же с них расходы, понесенные организациями, практически не реально.

Минтруд озадачился этой проблемой, так как это реальный тормоз в развитии организованного набора и претензии работодателей здесь обоснованые. Для разрешения этого вопроса Министерство хочет обойтись малой кровью, без изменения действующего законодательства, что нам представляется практически нереальным. Хотя необходимость такая назрела и имеется запрос общества и бизнеса на срочное изменение порядка привлечение иностранной рабочей силы, с усилением контроля. Новый законопроект, который разработан МВД взамен 115-ФЗ и должен вступить в силу с января 2024 года, направлен именно на это.

Сегодня мы наблюдаем, как МВД фактически заставляют ускориться в реализации миграционной реформы. Однозначно можно сказать, что отдельные моменты, которые заложены в законопроекте уже реализованы в поправках и жизни и ещё больше будет реализовано до вступления в силу нового миграционного закона.

В рамках проработки возможности реализации пилотного проекта по привлечению граждан Узбекистана в строительную сферу, в Минтруде рассматривают различные предложения. В том числе из регионов, которым Минтруд предложил высказаться на тему решения вопроса привязки иностранца к работодателю в рамках Алгоритма, а так же дать предложения о легализации трудовых отношений между работодателями и иностранными работниками в строительной сфере. Предложения в Министерстве труда ждут и от МВД, труда также был направлен аналогичный запрос.

Сложно сказать, на чём остановится Минтруд, так как он ограничен в своих полномочиях и решить эту проблему без издания специальных нормативных актов будет невозможно. Согласование же проектов проходит долго и не всегда легко.

Нам же представляется, что надо учитывать те провалы, и не состыковки ведомств, которые были при принятии и запуске Алгоритма. Когда с одной стороны Оперштаб утвердил временный порядок ввоза трудовых мигрантов в Россию при введённом ограничении пересечения границы, а с другой стороны Правительство тут же открыло возможность пересекать границу всем иностранным гражданами по разрешённому списку стран через авиа погранпереходы. Список такой с каждый днём увеличивается. Фактически работа людей, которые разрабатывали Алгоритм и согласовывали его не один месяц, а это было очень нелегко, в пять минут была похоронена. Сегодня инструменты Алгоритма работают всего в единичных случаях, в то время когда они разрабатывались для масштабного привлечения, и самое главное контроля, иностранной рабочей силы.

Необходимо действительно дать возможность работодателям по понятным правилам ввозить мигрантов на работу, если они не могут привлечь местные трудовые ресурсы, при этом ограничить въезд в Россию иностранным гражданам с целью работа. Въезд иностранца для трудовой деятельности необходимо сделать возможным только по запросу конкретного работодателя, при чём, после разрыва трудовых отношений с этим работодателем, иностранец должен покинуть территорию России в обязательном порядке. Система должна быть прозрачной и иметь контроль со стороны органов власти. Те инструменты, которые уже внедрены на основе портала «Работа в России» могут вполне с этим справиться, необходимо только создать условия для их работы.

Принимая во внимание, что интересантами выступают очень сильные игроки, то возможно мы увидим всё же быстрое изменение законодательства или принятия некого Указа, который введет отдельный порядок привлечения ИРС в «особый период»… Но не надо забывать, что политическое лобби о свободном рынке труда для граждан стран ближнего зарубежье сейчас очень сильно. Да и теневой миграционный бизнес тоже вряд ли сидит сложа руки…

Ещё больше информации и новостей на нашем телеграм-канале Pro_Migration.