К 1973 году Deep Purple как группа добились всего, о чем можно только мечтать. Несколько феноменальных новаторских альбомов, слава, успех... и постоянные выматывающие гастроли. Перелёты, отели, концерты, где надо выкладываться на полную катушку, пристальное внимание прессы... В молодом возрасте нелегко справляться с таким давлением, и мы знаем множество примеров, когда у людей срывало резьбу от всего этого. Тем более, что расслабляются рок-музыканты, как правило, не с помощью медитации и дыхательных упражнений, а более прозаичными способами: либо наркотики, либо алкоголь. Наркоманов в том составе Purple не было, зато пропустить стаканчик-другой все были горазды, расшатывая и без того неустойчивую психику. Бывает так ( и это подтвердит любая криминальная хроника), что закадычные друзья, тихо-мирно выпивая и беседуя, в какой-то момент внезапно переходят к взаимному мордобою, а то и хватаются за ножи. Минутная вспышка раздражения, случайное слово или неудачная шутка - и всё, пиши пропало. Нечто подобное произошло между вокалистом Иэном Гилланом (Ian Gillan) и гитаристом Ричи Блэкмором (Ritchie Blackmore), наложив отпечаток на всю дальнейшую историю великой группы. Точно неизвестно, что именно послужило тому причиной, но их отношения оказались испорчены навсегда. Конечно, бывшие приятели не опускались до рукоприкладства, хотя кулаки у них наверняка чесались. Но Блэкмор берёг свои чувствительные музыкальные пальцы, не желая их ломать об чужие челюсти (и правильно делал), а Гиллан, который был крупнее и атлетичнее оппонента, опасался ненароком зашибить хрупкого гитарного бога и оставить мир без гениального музыканта.
Возможно, если бы коллективу предоставили отпуск, на чём настаивал измотанный Гиллан, всё бы успокоилось. Но алчные менеджеры вместо этого заставили парней записывать новый альбом, совершенно не принимая во внимание, что тонкие творческие натуры начали действовать друг другу на нервы, и им было бы неплохо на какое-то время расстаться. Воротилы бизнеса редко проявляют сочувствие к своей рабсиле, им важна прибыль здесь и сейчас. Они не читают Маркса, а то бы знали, что это приводит к революционным ситуациям. Именно такая ситуация сложилась в Deep Purple, когда и Гиллан, и Блэкмор начали задумываться о переменах в жизни - читай, об уходе из группы. Туман неопределённости окутал всё, что они делали. Поэтому над новым альбомом, получившим название "Who Do We Think We Are" - "Да что мы о себе возомнили?" - эта парочка работала, по их же словам, без особого энтузиазма, а получившуюся в итоге пластинку оба считали неудачной.
Но они могли говорить что угодно, а в группе было ещё трое полноправных участников, и те-то работали не покладая рук и полностью отдаваясь делу. Барабанщик Иэн Пэйс (Ian Paice) играл, как всегда, не только мощно, но и чрезвычайно изобретательно, внося в аранжировки множество нюансов. Бас-гитарист Роджер Гловер был основным поставщиком идей при сочинении материала. А клавишник Джон Лорд, выйдя из тени затаившегося Блэкмора, сыграл великолепные соло, используя все инструменты из своего арсенала, и напомнил о тех временах, когда именно он был лидером группы.
В оформлении альбома были использованы фрагменты различных газетных статей, посвящённых "перпломании".
Одна из этих статей цитировала слова Иэна Пэйса, который рассказал, что музыканты получают множество писем, как от страстных поклонников, так и от не менее страстных противников. "Да кем эти Deep Purple себя возомнили!" - такую фразу частенько можно было встретить в посланиях ненавистников группы, и её не без самоиронии обыграли в названии альбома.
Первые сессии звукозаписи прошли в Риме, в июле 1972 года, при помощи передвижной студии, принадлежащей корпорации The Rolling Stones Records. Там были записаны две вещи: Painted Horse, которая в альбом не вошла, и Woman From Tokyo, с которой начиналась первая сторона. "Женщина из Токио", написанная под впечатлением от японских гастролей, отражает энтузиазм, с которым группу принимали в Стране восходящего солнца: виртуозное вступление Пэйса, напоминающее восточный орнамент, переходит в мощный гитарный рифф, а Гиллан исполняет свою партию с явным удовольствием. Даже не верится, что этот бодро вопящий человек сетовал на отсутствие вдохновения при работе над альбомом. Лорд молотит по клавишам фортепиано со страшной силой, а в середину песни вставлен тихий фрагмент, изящно контрастирующий с хард-роковым напором композиции. Правда, для выпуска на сорокапятке этот фрагмент вырезали в угоду радиостанциям, которые охотно ставили вещь в эфир.
Остальные номера записывались в октябре того же 1972 года, но уже во Франкфурте, куда перегнали грузовик с аппаратурой, носящий гордое имя The Rolling Stones Mobile Studio. Поставленная второй композиция Mary Long напоминает о тех днях, когда Deep Purple играли прогрессив-рок, в ней слышны джазовые и блюзовые нотки, Блэкмор играет очередное замечательное соло, а в коде появляются восточные интонации. Гиллан сочинил сатирические стихи о лицемерии власть имущих и артистически их спел.
Идущая следом Super Trouper тоже включает в себя лаконичное гитарное соло, но ярче всего в ней звучит блестящая игра барабанщика Пэйса. Хорошая вещь, хотя ей недостаёт фирменного "пёрпловского" размаха. Зато Smooth Dancer - по-настоящему ядрёный хард, исполненный с диким драйвом и мастерством. И пусть в тексте слышны насмешливые намёки Гиллана в сторону Ричи, это тот случай, когда содержание абсолютно не имеет значения, а на первом плане - великолепная музыка. Здесь Лорд вступает со своим органным соло характерным пассажем, при котором я всегда представляю его инструмент встающим на дыбы, и дальше продолжает играть в отрывистой скоростной манере, напоминающей импровизации Джими Хендрикса на электрогитаре. Потрясающая работа! То же самое можно сказать о Rat Bat Blue, построенной на нервном гитарном риффе. Взвинченное пение Гиллана несёт в себе нотки настоящего рокового сумасшествия, а Лорд опять играет нереально красивое соло.
Две композиции, которыми заканчивается альбом, можно назвать нетипичными для Deep Purple того времени. Place In Line - утяжелённый блюз, сыгранный в среднем темпе, который после пары куплетов значительно ускоряется, и песня переходит в продолжительный инструментальный фрагмент, где Блэкмор и Лорд солируют по очереди. Гиллан опять актёрствует и похохатывает - а что, после роли Иисуса ему всё нипочём. Когда блюз заканчивается, дело доходит до госпела - торжественная Our Lady, где доминирует орган, напоминает нью-орлеанские церковные гимны (песня посвящена Богородице) . Эта вещь - явно детище Лорда, который после неудачи с "Концертом для группы и оркестра" не так уж часто предлагал свои идеи, ограничиваясь только участием в аранжировках, но в критический момент внес огромный вклад в создание нового альбома.
После выхода пластинки мнения о ней разделились. Тех, кто ждал второго Machine Head, постигло сильное разочарование, чего они не скрывали. И посейчас на сайте Allmusic. com висит обзор, в котором альбом подвергся жесткой критике, получив 2 звезды из 5 возможных. Но так ли всё плохо в действительности? Да, вместо монолитного тяжелого саунда группа представила разноплановый материал, и некоторые композиции звучат непривычно мягко. Но для меня, например, это скорее положительный момент, говорящий о том, что музыканты не хотели застаиваться на одном месте. Вышедший в том же году альбом Led Zeppelin "Houses Of The Holy" тоже был весьма нетипичным и экспериментальным, и вообще время было такое, что все хард-рокеры стремились разнообразить свою музыку посторонними влияниями. На следующем диске Deep Purple ещё больше углубились в блюз и соул, взяв в состав двух голосистых новичков, в то время как Гиллан, а вслед за ним и Гловер подались на вольные хлеба. Но это уже совсем другая история, а возвращаясь к альбому Who Do We Think We Are, я бы ему поставил твёрдую пятёрку. Вот так:
👍👍👍👍👍
А вы?