Найти в Дзене
Антология Музыки

Музыкальные "свистуны": хиты разных лет

Искусство художественного свиста как музыкальное направление существует уже не одно столетие. В средние века «свистунов» боялись и связывали умение свистеть с различными суевериями и предрассудками. Сегодня же известны имена выдающихся артистов этого жанра – как у нас, так и за рубежом. Многие музыканты сделали художественный свист отличительной особенностью своих записей, а некоторые – своим творческим амплуа. В сети можно найти подробную информацию об этом течении; однако мы здесь обратим внимание на одну его особенность: некоторая часть артистов этого жанра демонстрировала приверженность к различным областям научной деятельности… Может быть, потому, что заядлыми свистунами, кроме простых граждан, были знаменитые ученые — к примеру, Альберт Эйнштейн?.. Питер Мико Йоахим (псевдоним Билли Мо) – черный трубач и певец 1960-х годов из Германии, соединивший джаз и тирольские напевы, имел степень доктора музыковедения, но ушел в шоу-бизнес – по причине того, как он говорил, что «востребов

Искусство художественного свиста как музыкальное направление существует уже не одно столетие. В средние века «свистунов» боялись и связывали умение свистеть с различными суевериями и предрассудками. Сегодня же известны имена выдающихся артистов этого жанра – как у нас, так и за рубежом. Многие музыканты сделали художественный свист отличительной особенностью своих записей, а некоторые – своим творческим амплуа.

В сети можно найти подробную информацию об этом течении; однако мы здесь обратим внимание на одну его особенность: некоторая часть артистов этого жанра демонстрировала приверженность к различным областям научной деятельности… Может быть, потому, что заядлыми свистунами, кроме простых граждан, были знаменитые ученые — к примеру, Альберт Эйнштейн?..

-2

Питер Мико Йоахим (псевдоним Билли Мо) – черный трубач и певец 1960-х годов из Германии, соединивший джаз и тирольские напевы, имел степень доктора музыковедения, но ушел в шоу-бизнес – по причине того, как он говорил, что «востребованными были музыканты, а не теоретики музыки».

«С точностью до наоборот» - Гленн Робертсон Ярбро, солист группы «Лаймлайтерс», решил, что лучше будет преподавать, чем петь, ушел из группы в 1963 году и впоследствии открыл школу для бедных. Однако продюсеры настояли, чтобы группа воссоединилась – и это произошло в 1973-м.

Британский певец и композитор родом из Кении Роджер Уиттакер также пробовал себя в науке – изучал медицину, затем - педагогику, зоологию и биохимию. Остановившись все же на музыке, которой увлекался с детства, он стал звездой шансона в Англии и Германии.

Венгерский специалист по ушам, носу и горлу, профессор университета, скрипач, хорист и мастер художественного свиста из Будапешта, Тамаш Хаки первую музыкальную премию получил в 1962 году. В настоящее время – сотрудник университетской клиники в Регенсбурге и солист Мюнхенского симфонического оркестра.

Чтобы у нас не складывалось впечатление, что музыкальный свист - это достояние лишь ученых мужей, послушаем, что в этой области сделали другие артисты.

-3

Эйнсли Данбар, барабанщик из Ливерпуля, играл с многими известными музыкантами в 60-70-х годах, в основном в направлении белого блюза (Джон Майал, Фрэнк Заппа и др.); в 2017 году Данбар был введен в Зал Славы рок-н-ролла.

Джазовый стандарт, сочиненный Тутсом Тилемансом в 1961 году, стал международным хитом и выдержал более 100 кавер-версий, в том числе и в России.

Томми Стил, гость Московского кинофестиваля, в свое время поразил советскую публику своей раскованностью на сцене и «заразил» меломанов непринужденными английскими песенками, которые вслед за ним насвистывали москвичи, раскупавшие пластинки серии «Вокруг света»…

Песня «Я Был Денщиком Кайзера Билла», исполненная мастером художественного свиста Джоном О"Ниллом, в течение 12 недель оставалась в английском чарте и стала визитной карточкой для Whistling Jack Smith (псевдоним уэльсца Билли Меллера).

Мастера жанра были буквально звездами первой величины в середине века и в нашей стране. Это Ефим Нейд, который озвучивал все советские кинофильмы, где нужно было по ходу фильма свистеть или насвистывать (помните: "Не кочегары мы, не плотники..."), и Таиса Савва - солистка Ленинградского и Московского Мюзик-Холлов, настоящий мастер художественного свиста. На эстраде Таиса Савва выступала, в том числе, в составе экспериментального дуэта: флейта и художественный свист.

-4

Ефим Нейд - Мелодии из к-ф ''Вернись в Сорренто''

Таиса Савва - Танго Соловья

В заключение послушаем мелодию, прозвучавшую с экрана и получившую признание во всем мире - написанная Дмитрием Тёмкиным к фильму Великий и могучий, она была номинирована на премию "Оскар" в 1955 году, и представляет собой гимн экипажам, которые ведут авиалайнеры по ночному небу к далеким городам.