Найти в Дзене

В КАКИХ ПЕТЕРБУРГСКИХ МУЗЕЯХ ВАС ОБМАНУТ ЗА ВАШИ ЖЕ ДЕНЬГИ

«В вокресный день с сестрой моей,

Мы вышли со двора.

- Я поведу тебя в музей!

- Сказала мне сестра»

Кто постарше помнит эти строки. А может быть, даже процитирует дальше.

Давайте поговорим о музеях. О петербургских музеях, которых, как известно, более 200. Но не о тех, куда ходить – обязательно, а о тех, куда лучше не стоит. И впечатлений не получите, и деньги потратите. А такие, увы, тоже есть. И, учитывая тренд последнего времени, появляются все новые и новые. О них и поговорим.

Но сначала вспомним – что же такое собственно музей? Вот как определяет это понятие Российская музейная энциклопедия: «Музей - (от гр. museion – храм муз), культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. В процессе эволюции Музей реализовался как открытое для публики некоммерческое учреждение, осуществляющее свои социальные функции на благо общества. Являясь институтом социальной памяти, Музей отбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует первоисточники знаний о развитии общества и природы – музейные предметы, их коллекции и другие виды движимого и недвижимого, материального и нематериального культурного наследия».

Не думаю, что ошибусь, сказав, что подавляющее большинство людей именно так и воспринимают это слово. И идут в музеи именно за тем, чтобы увидеть произведения искусства и экспонаты культурного наследия.

И именно этой нашей привычкой автоматически так воспринимать слово «музей» в названии объекта и пользуются ушлые дельцы от «музейной коммерции». Подставляя слово «музей» в название своих объектов.

Условно такие псевдомузеи можно разделить на три категории:

1. Музеи-обманки. Сюда относятся всевозможные коммерческие лавки, занимающиеся исключительно продажей чего бы то ни было – «Музей шоколада», «Музей меда», «Музей чая» и т.д. А также банальные развлекательные аттракционы для туристов типа «Музея иллюзий», «Музея эмоций», «Музея динозавров» или «восковых фигур» с десятком страхолюдных манекенов, «Музея пыток» и так далее.

В принципе, это самая безопасная категория – распознать, что это за заведение не так уж и трудно ещё до того, как купил туда билет.

2. Музеи-фальшивки. Это как раз та категория, которая сейчас активно развивается в свете растущего спроса на нетривиальные туристические маршруты и впечатления. Тут можно отнести «квартиру дореволюционного миллионера в доме Бака на Кирочной» или «Музей коммуналки» на Кузнечном. И, если в первом владелец просто собрал в квартире декорацию из купленной в разных местах старинной мебели и предметов и выдает все это за подлинный интерьер дореволюционной квартиры, то с «коммуналкой» вообще кошмар – ушлая мадам, выкупив 4 комнаты в старой большой коммуналке, где кроме нее проживает множество людей, десятками водит туда экскурсантов посмотреть на коммунальное житье-бытье. Представляете, каково жителям этой квартиры жить в роли невольных экспонатов, в которые тычут пальцами? Они, конечно, с ней судятся, но пока безуспешно.

Это более опасная категория псевдомузеев. Ведь они в своей рекламе и в соцсетях позиционируют себя именно как музеи. Даже если турист будет внимательно готовиться к поездке в Петербург – велик риск обмануться.

3. Ну и, наконец, самая опасная категория псевдомузеев – «музеи-фальсификаторы». Те, которые намеренно и методично фальсифицируют историю. И здесь, конечно, самый яркий пример это «Музей-квартира Леонтия Бенуа» на Васильевском острове. Мне доводилось там бывать и могу сказать, что, как человек, имеющий непосредственное отношение к истории и музейному делу – я был просто в шоке от увиденного. И услышанного. Не знаю даже, от чего больше.

Причем, что интересно, все явно музейные начальные условия здесь присутствуют. В этой квартире действительно жил Леонтий Бенуа (ему принадлежал весь дом), а владелица «музея» действительно, хоть и не по мужской линии, но является дальним потомком Бенуа. Более того – в Петербурге живут и работают и другие члены этой династии, среди которых есть очень авторитетные историки, авторы книг о династии Бенуа, которые я, так понимаю, остались за бортом создания этого объекта (иначе не допустили бы такой «лапши», которую там вешают посетителям на уши). То есть при всех моментах для создания полноценного и интересного музея – владелица создала нечто невообразимое. Видимо, так, как она сама себе представила «дворянское житье-бытье» в силу своего образования, вкуса и уровня культуры. Выкупив за какие-то явно очень и очень большие деньги огромную, из 19 комнат, коммуналку, сделав там невероятно дорогой ремонт из серии «дорого-богато», который даже близко не тянет даже на стилизацию исторических интерьеров (явно видно, что профессионалы по созданию исторических интерьеров не привлекались), она наполнила ее, с явным перебором, всевозможной старинной, но разностильной мебелью и предметами быта, картинами и фотографиями и назвала это все «музеем», где самолично проводит «экскурсии» и устраивает музыкальные концерты. (Вот уж к чему, а к концертам претензий нет, если только владелица не решит сама помузицировать на арфе. Здесь хоть святых выноси. Как выражается молодежь – «кровь из ушей». Играть она не умеет).

Чтобы было понятно, какого «уровня» там «экспозиция» - маленький пример. Вот как относиться к этой «экспозиции», если на кабинетном рабочем столе стоит кухонный самовар? Нет, не привычный нам блестящий медный красавец-самовар с медалями, который и на обеденный стол не грех поставить, а утилитарный простенький кухонный водогрей? В исторической реальности он не мог там появиться от слова совсем. В маленькой антикварной лавке я бы еще понял его наличие в этом месте. В историческом интерьере – это кошмар. Про особые «умения» владелицы проводить экскурсии (кстати, ни исторического, ни искусствоведческого, ни музыкального, ни художественного образования она не имела и не имеет) я могу сказать только одно – в «умении» вести экскурсию и элементарно говорить она переплюнула далее самую нудную, замшелую и идеологически зашоренную тетку из музея Ленина в Разливе в советские времена. А ее ванильно-сюсюкающая интонация: «Дорогие гости…. Ой, проходите, А что это у нас тут?.. А давайте-ка отгадаем…» Вообще за гранью. Как в детском саду на утреннике. Казалось еще чуть-чуть и услышишь: «А сейчас, дорогие гости, мы встанем друг за другом и вот по этому историческому коридору мы спляшем с вами летку-енку прямо вон до той канделябры, под которой любил сиживать сам Леонтий Николаевич». Ужас.

Но не это самое страшное. Страшное в том, что последнее время владелица «музея» А. Мурзина занимается самой настоящей фальсификацией истории. Причем, активно продвигает это в СМИ. Так, например, все собранные с миру по нитке интерьеры вдруг стали… подлинными! Т.е. все это огромное количество старой мебели, предметов, картин и репродукций, оказывается, сохранили потомки Бенуа в этой самой квартире. И говорит она все это на полном серьезе. А легенда такая: спасаясь от уплотнения после революции, Л.Н. Бенуа заселил квартиру своими родственниками, которые все это хранили больше 90 лет. А потом все ей, Мурзиной, для музея отдали. Красивая история? Очень красивая. Только это неправда. Достоверно известно, что в 20-е годы Л.Н. Бенуа, чтобы избежать уплотнения, действительно поселил к себе многочисленных родственников. Только после этого были и годы террора, и война, и блокада, когда почти вся мебель в Ленинграде сгорела в буржуйках, и послевоенное время. И достоверно известно, что в 80-е – 90-е годы эту огромную коммуналку населяли совершенно разные люди, которые, к тому же, постоянно менялись. И потомкам Бенуа в этой квартире принадлежало всего две небольших комнаты. Есть свидетели и люди, которые там проживали в разное время. Это факт. А разглагольствования А. Мурзиной про «сохраненное наследие» - фальсификация истории.

У нас, кстати, последнее – наказуемо с недавних пор. В том числе, и уголовно.

С такими, с позволения сказать, музеями, надо быть крайне осторожными. Да и административная реакция со стороны властей и профессионального музейного сообщества, явно не помешала бы.

И напоследок, небольшой «лайфхак», как распознать фальшивку – это способ покупки билетов. Если вы можете купить билет по интернету или на входе расплатиться картой через терминал – значит музей работает легально, по всем правилам. Определенная гарантия. А вот если «на руки» и сумма определяется «по обуви»… Я серьезно – владелец «музея» в доме Бака сам говорил, что по обуви определяет: если дешевые кроссовки, то 100 руб, а если дорогие туфли, то и три тысячи зарядит. Или в «музее Бенуа»: на входе в ридикюль хозяйке – стоит насторожиться.

К большому моему сожалению, одновременно с развитием и укреплением «бренда» и имиджа Петербурга как музейной столицы и одного из самых привлекательных мировых объектов для туризма, к этому стараются присосаться и на этом заработать всякого рода торгаши, ушлые коммерсанты и прочая публика. Само слово «музей» им нужно только ради получения прибыли и обмана доверчивых посетителей. И, если допустить, что так будет продолжаться и дальше – будьте уверены, эти псевдомузейщики в погоне за деньгами и удовлетворением собственных амбиций будут только разрушать все то хорошее и ценное, что создают в нашем городе настоящие музеи, театры и культурные заведения. Этого нельзя допустить.