В последнее время соседи по региону все чаще ставят под сомнение не только экономические успехи нашей страны, но и ее прежде непререкаемое первенство в негласной гонке за лидерством в Центральной Азии. Руководство Казахстана воспринимает подобные пассажи как вызовы, на которые обязательно должен последовать достойный ответ. И последнее послание президента служить тому косвенным доказательством. Многие программные выкладки этого документа так или иначе соотносятся с поставленной Касым-Жомартом Токаевым стратегической целью об усилении лидирующей роли Казахстана в Центральной Азии.
О том, получится ли у нас реализовать эти намерения и можно ли добиться лидерства командно-административными методами, мы решили поинтересоваться у экспертов.
Газиз Абишев, политолог:
– Не думаю, что Касым-Жомарт Токаев настаивает на использовании административных методов для достижения лидерства. Скорее, президент хочет разобраться, какие ниши Казахстан благодаря своим географическим, ресурсным, производственным, сервисным, финансовым и кадровым преимуществам может занять, чтобы обеспечить себе место самого важного игрока в регионе. Речь не идет о том, чтобы захватить лидерство, сейчас гораздо важнее – не утратить его на фоне бурно развивающегося Узбекистана. И здесь на первый план выходят методы, которые могут помочь нашей стране добиться поставленных целей. Скажем, государство могло бы создать для этого инвестиционные условия и поддержать деньгами. Хотя, конечно, есть опасения, что те самые факторы, которые негативно влияют на общее развитие Казахстана, могут оказать неблагоприятное воздействие и на его попытки удержать лидерство в регионе. Говоря о негативных факторах, я прежде всего имею в виду коррупцию, депрофессионализацию кадров, отсутствие полноценно функционирующей справедливой правоохранительной системы, включая силовые органы и суды, низкие переделы в промышленности.
Казбек Бейсебаев, инициатор создания движения «Халық сенімі»:
– В своем послании президент действительно обозначил стратегическую цель для нашей страны – усилить лидерство в Центральной Азии и укрепить позиции в мировой экономике.
Честно говоря, мне трудно понять это наше вечное стремление к лидерству в Центральной Азии. Еще первый президент в своем послании от 1997 года обещал, что «к 2030 году Казахстан станет «центральноазиатским барсом» и будет служить примером для других развивающихся стран». В принципе, нам осталось не так уж много ждать до указанного срока, и тогда мы своими глазами увидим, как далеко прыгнет наш «азиатский барс»…
В последнее время я все чаще задаюсь вопросом: а может, нам стоит попробовать как-нибудь обойтись без этого лидерства? Тогда мы разом сможем решить массу проблем: наконец-то начнем без оглядки на кого бы то ни было развивать собственную экономику, поднимать сельское хозяйство, займемся образованием и другими насущными проблемами общества и страны.
К сожалению, ставить такие амбициозные задачи и пытаться решить их административно-командными методами – стиль управления, уже ставший привычным для наших руководителей. Главное же, что никто не планирует отчитываться перед народом Казахстана за реализацию этих самых поставленных задач. А значит, мы с вами никогда не узнаем, удалось ли нам достичь поставленных целей…