Найти тему
Игорь Орлов

Магнетизм Виктора Цоя. 12 интересных фактов о Викторе

Оглавление

Песни композитора, музыканта, поэта и исполнителя Виктора Цоя пережили его самого.

Удивительно, когда сейчас, по прошествии более, чем 30 лет со дня его гибели, песни его поют даже те, кто не застал Виктора при жизни.

В чем секрет такой популярности и народной любви?

В самом Викторе Цое.

Виктор Цой (фото из Яндекс Картинки)
Виктор Цой (фото из Яндекс Картинки)

Об этом в статье, в нескольких наблюдениях и фактах о нем.

Пусть их будет 12:

1. Назвать Виктором его хотел отец. И настоял на этом. Мать хотела дать ему имя Дмитрий. Виктор – значит «победитель». Дмитрий – принадлежащий земле, земной.

Отец и мать Виктора Цоя (верхний ряд), Виктор Цой и его дед по материнской линии (фото из Яндекс Картинки)
Отец и мать Виктора Цоя (верхний ряд), Виктор Цой и его дед по материнской линии (фото из Яндекс Картинки)

Хоть Виктор Цой затрагивал в песнях тему войны («Между землей и небом – война», «Пожелай мне удачи в бою»- строчки из его песен), он не призывал к ней и сам не был борцом, не любил драться, не любил насилие, не выносил вида крови.

Его победа – это творческая самореализация в этом мире. Он стал тем, кем должен был стать. И эта тема звучит в его лирике. И она отдается в сердцах, магнетична («просто остаться собой», «далекая в небе Звезда зовет меня в путь»). Быть собой и тянуться к Солнцу - вот путь и вот победа.

Что еще о победе?

Виктор Цой обожал китайского актера и великого мастера кунг фу – Брюса Ли, пересматривал все его фильмы, и даже внешне подражал ему.

Брюс Ли (слева) и Виктор Цой (справа). (фото из Яндекс Картинки)
Брюс Ли (слева) и Виктор Цой (справа). (фото из Яндекс Картинки)

Брюс Ли был не только мастером и актером. Он получил высшее образование в области философии, и специализировался на философии восточных единоборств. Брюс Ли анонсировал важный парадокс и принцип: «Победа без борьбы» (иллюстрацию этого принципа можно увидеть в фильме с его участием - «Выход Дракона»). Не думай о борьбе, сконцентрируйся на победе – и ты выиграешь. Виктор Цой чутко уловил принцип великого китайского актера.

Брюс Ли в фильме "Выход Дракона" , в эпизоде, о котором речь (фото из Яндекс Картинки)
Брюс Ли в фильме "Выход Дракона" , в эпизоде, о котором речь (фото из Яндекс Картинки)

2. В школе, был период, его дразнили, называя китайцем. Сложнее было объяснить, что он не китаец, чем просто отойти от тех, кто не имеет ни понимания, ни такта. Мудрость была и в другом – он, будучи замкнутым по природе и стеснительным человеком – не заводил по жизни дружбу с теми, (и старался избегать общения), кто не обладает пониманием и тактом. Круг его друзей был не широк, но это были близкие люди. И в группу, он подбирал людей близких по духу. Он не хотел нравиться, рисоваться, не заставлял себя «дружить» с нужными. Предпочитая сохранять в себе себя. Замкнутость – стремление самосохранения, вопреки, без стука пытающемуся туда ворваться, бушующему внешнему миру.

3. В творчестве Виктор Цой следовал тому же принципу. Он создавал те песни, что нравились ему, его группе, в первую очередь. А потом делился этим с людьми. Он не творил "конъюнктуры" и отрицательно относился к тому творчеству, которое ей «попахивало».

Группа "Кино" (фото из Яндекс Картинки)
Группа "Кино" (фото из Яндекс Картинки)

4. В песне ему была важна лирика, текст песни, а потом музыка. Он в первую очередь поэт, художник, а потом – композитор и музыкант.

5. На вопрос журналиста: если бы Вы не стали популярны, так как стали, чтобы Вы делали?

Цой ответил: я все равно занимался бы музыкой и тем, что я люблю.

Журналист задал следующий вопрос:

Что помогло Вам стать популярным? Удача?

Цой ответил: Чутье.

(из интервью с Виктором Цоем по фильму «Игла»).

6. Виктору в свое время помог, заметил его, Борис Гребенщиков. И даже участвовал в записи первого альбома группы «Кино» - «45». Самому Борису то же чутье позволило разглядеть в начинающем музыканте звезду.

Виктор Цой и Борис Гребенщиков (фото из Яндекс Картинки)
Виктор Цой и Борис Гребенщиков (фото из Яндекс Картинки)

Кроме того, Борис Гребенщиков в 1984 году познакомился с американкой Джоанной Стингрей, которая, как известно из истории отечественного рока, сильно помогла Ленинградскому рок - клубу: и деньгами, и привозя аппаратуру, и рекламируя их творчество в Америке, издав диск там, и просто общаясь с ними.

Джоанна Стингрей и Борис Гребенщиков (фото из Яндекс Картинки)
Джоанна Стингрей и Борис Гребенщиков (фото из Яндекс Картинки)

Джоанна дружила с Виктором Цоем и вышла замуж (одним из своих браков) за гитариста группы «Кино» - Юрия Каспаряна.

Джоанна Стингрей и группа "Кино" (фото из Яндекс Картинки)
Джоанна Стингрей и группа "Кино" (фото из Яндекс Картинки)

7. Именно Джоанна, хорошо знавшая Виктора, дружившая с ним, в своих интервью о нем и книгах, говорила и писала о его магнетизме.

«Виктор Цой обладал огромной харизмой. В нем был магнетизм. Когда он улыбался, его доброта обнимала своим теплом. Он всегда был весел, с ним был легко, он был чужд искусственности, зато в нем была чувственность. Душа его всегда горела»
(Из интервью Джоанны Стингрей GQ перед выходом ее книги «Стингрей в стране чудес» в конце марта 2019 года).

Кстати, и девушки в школе, замечали в замкнутом парне эту глубокую внутреннюю чувствительность и магнетизм. Витя не любил знакомиться с девушками. Но многие сами тянулись к нему. Не стоит терять внутренний магнит, переделывая себя под чьи-то «стандарты». Лучше остаться и быть собой. Все, что нужно - само придет, притянется.

8. Кумиром Виктора Цоя был, также, и Владимир Высоцкий. Высоцкий – это свобода, свобода делать то, что считаешь нужным, а не то, что навязывают тебе. Виктору это было близко. Второе - то как отдавался Высоцкий творчеству. Во время спектаклей, воплощаясь в роли, Владимир Высоцкий мог терять в весе до 5 кг. Это самоотверженность, полная самоотдача.

Владимир Высоцкий (фото из Яндекс Картинки)
Владимир Высоцкий (фото из Яндекс Картинки)

Также, и Виктор Цой. Он перевоплощался на сцене, становясь из замкнутого чувственного романтика, лидером сцены, отдавая всего себя ей, «держа» публику. По - другому не мог. Не мог быть искусственным. Не мог быть в пол силы. Сцена требует самоотдачи. Выходя, после концерта, Виктор падал на пол или кровать, чтобы просто полежать 10 минут, ожить в себе.

Виктор Цой на сцене (фото из Яндекс Картинки)
Виктор Цой на сцене (фото из Яндекс Картинки)

9. Кумиром его был и Михаил Боярский. Настоящий он, и в нем есть что-то геройское. Нет искусственности. Виктор чувствовал настоящих людей. И когда ему задали вопрос: «кого бы Вы еще сыграли в кино?» (после его главной роли в фильме «Игла»), он ответил: «Я бы играл самого себя, какую бы роль я не играл».

Михаил Боярский (фото из Яндекс Картинки)
Михаил Боярский (фото из Яндекс Картинки)

10. Виктору Цою было близко восточное искусство. Кроме своих любимых отечественных писателей – Достоевского, Набокова, Булгакова – он очень любил восточно - азиатских авторов.

Михаил Булгаков, один из любимых писателей Цоя (фото из Яндекс Картинки)
Михаил Булгаков, один из любимых писателей Цоя (фото из Яндекс Картинки)

Виктору было близко искусство Японии в его лаконизме. Схожий лаконизм присутствует и в лирике его песен. Он присутствует и в его полотнах, как художника (Виктор Цой писал картины; в последних полотнах было немало по теме дороги, пути).

Киото, Япония (фото из Яндекс Картинки)
Киото, Япония (фото из Яндекс Картинки)

Виктор посещал Японию. Кроме того, будучи профессиональным мастером резьбы по дереву (он закончил училище по этой специальности), Виктор Цой изготавливал фигурки нэцке в свои ранние годы жизни. От восточно - азиатской культуры Виктор уловил и другое: то самое ненасилие.

Виктор Цой вырезает фигурки Нэцке (фото из Яндекс Картинки)
Виктор Цой вырезает фигурки Нэцке (фото из Яндекс Картинки)

Две вещи здесь.

Витя мог подурачиться в компаниях, мог выпить немало, но он никогда не терял меры и достоинства. Что-то изнутри, возможно, то самое чувство меры и гармонии с миром и собой, самоуважение, останавливали его.

Джоанна Стингрей описывала в своих воспоминаниях, что как-то дурачясь на сцене и заигравшись, ребята, в том числе и Виктор, отломали кусок деревянной декорации от нее. Первый, кто остановился, взял и исправил ситуацию, починил сломанное – был Виктор Цой. Сломанное – не отвечает гармонии. Надо ее восстановить. Виктор не любил изуверств, разрушений. Может быть, поэтому он и не любил драться. И даже в 1983 году «откосил» от армии, разыграв из себя психически больного. Разрушение – было не его.

11. Кто Виктор был по вере? Отец – кореец, мать – русская. Эпоха, в которую он жил – атеистическая. И была ли у него вера?

Этот вопрос задавали ему журналисты. Он отвечал, что в искусстве, на сцене он выражает самого себя. Что он сам не знает есть ли Бог или нет, и затрудняется на это ответить.

В его песне «Апрель» люди находят христианскую, православную, лирику связанную со смертью и воскресением. Но это лишь поэтический образ, а не выражение веры.

В своем миропонимании, Виктор был ближе к восточному миру. И потому у него не «Бог» фигурирует в песнях, а «звезда по имени Солнце».

Восточное мировоззрение опирается на стихии природы, их поддержку в жизни (что именуют еще язычеством или неоязычеством), чем на «культурный образ» и «хорошо выверенные, догматы о Боге».

Любимыми цветами Цоя были черный и желтый.

Желтый – символ Вечности. Желтый – цвет буддизма. Первые буддисты проповедовали в Северной Индии, в желтом одеянии.

Но Виктор не говорил о своем увлечение буддизмом, скорее, это некоторое неосознанное культурное влияние и влияние его предков по корейской линии.

12. Завершая о Викторе Цое - вот, что напоследок.

Многие люди делают предположение, что было бы, если Виктор Цой был жив сейчас, физически (в песнях своих он жив до сих пор). Чем бы он занимался?

Мне понравилось предположение Джоанны Стингрей, человека, хорошо его знавшего.

Ей задавали такой вопрос.

Она сказала, что если бы музыка потребовала от него отдачи, то он занимался бы ей в режиме 24/7. Но, скорее всего, он долго бы не совершал бы такого самонасилия, ни ради денег, ни ради славы. Его бы остановило чувство меры и гармоничности.

Джоанна предположила, что он бы ездил на Запад и на Восток (Виктор хорошо владел английским языком), писал картины, выставлялся бы на аукционах, выступал бы в этих странах. То есть он расширял бы и границы своего творчества, и его географию. Даже при жизни Цоя, группа «Кино» четырежды выступала на Западе.

Жаль, что всему этому не удалось свершиться в реальности.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.