#археология #история древнего мира #пирамиды #фараоны #боги египта
Многие из правителей пятой династии Древнего Египта построили солнечные храмы в Абу-Гуробе (к северу от Абусира ). Солнечный храм Ниусерра был построен здесь не первым, но именно он производит наибольшее впечатление.
Назван он «Шесепу-иб-ра» («Восторг Ра»). Комплекс состоял из долинного храма на берегу озера Абусир, который был соединен дорогой с главным храмом.
Солнечный храм изначально был построен из сырцового кирпича, но позже был полностью перестроен из камня. Много веков спустя здание восстанавливал Рамсес II, работа проводилась его сыном Хаэмуасом, который, как известно, реставрировал ряд памятников Древнего Царства.
Главный храм был прямоугольным и, в отличие от долинного храма, выровнен по сторонам света.
Он был окружен высокой стеной. Т-образный вход позволял попасть в центральный двор, а также в коридоры слева и справа. Коридор справа вел к складским помещениям и к лестнице, ведущей на крышу. Коридор слева огибал стену ограждения и соединялся с часовней посвящения и «Залой времён года».
В центральном дворе был алтарь, состоящий из пяти больших блоков известняка. Верхний блок имеет форму круга (возможно, представляет иероглиф бога солнца Ра), а четыре нижних блока вырезаны, чтобы представлять иероглифы, образующие слово «хотеп» (которое можно перевести как «подношение», «удовлетворенный» и «мир».) Поэтому алтарь может означать «Ра доволен».
За алтарем же стоял обелиск.
Основание обелиска было сделано из известняка, облицованного гранитом, и имело высоту около двадцати метров. Сам же обелиск был около тридцати шести метров в высоту. Обелиск, что необычно, состоял из нескольких больших блоков известняка, а не из одного блока.
К сожалению, остались только фрагменты, поскольку камень «позаимствовали» более поздние строители. Вполне вероятно, что он символизировал Бен-бен, найденный в других солнечных храмах, таких как храм в Иуну (Гелиополь).
Часовня посвящения располагалась к юго-западу от алтаря и была украшена изображениями основания храма и праздника Хеб- Сед.
Эта часовня обеспечивала доступ к «Зале времен года», украшенной изображениями Ахета (наводнения) и Шему (урожая). Вероятно, здесь так - же было изображение Перета (появления), но его так и не нашли.
К северо-востоку от открытого двора была возвышающаяся платформа и несколько кладовых. Археологи обнаружили серию больших алебастровых тазов на возвышении. В них были прорезаны канавки, по которым жидкость могла стекать из одного таза в другой, а известняковое покрытие также имело ряд канавок для стекания жидкости.
Было высказано предположение, что это место было бойней для жертвоприношений в храме. Тем не менее, нет никаких признаков конусообразных блоков, используемых для жертвенных животных. С другой стороны, есть предположение, что это - храмовая пивоварня:
Долинный Храм ныне сильно поврежден и частично затоплен. Храм имел прямоугольную форму. На юго-западе находился портик главного входа с четырьмя большими колоннами из красного гранита, с пальмообразными капителями. От этого главного входа широкий коридор вел на северо-восток к дамбе. Два меньших коридора ведут на северо-запад и юго-восток, чтобы соединиться с двумя меньшими входными портиками, каждый с двумя красными гранитными колоннами.
Дамба круто поднималась к впечатляющей террасе, которая была образована расширением естественного холма из сырцового кирпича, облицованного известняковыми блоками, на котором был построен настоящий храм.
К югу от солнечного храма было обнаружено здание из сырцового кирпича в форме лодки. Когда - то это сооружение было оштукатурено и побелено. Считается, что это изображение солнечной лодки, которую использовали фараон и бог солнца Ра. Лодка размером около 30 х 10 м в настоящее время вновь погребена под песком.