Ни один русский город России не является таким притягательным и величественным, как Петербург. Это обусловлено многими факторами, и главный из них - это его непохожесть на традиционные русские города. Необычным и уникальным здесь является всё: и стройная архитектура, и положение у моря, и различные каналы, и чарующие белые ночи. Самое первое изображение Петербурга было сделано спустя год после закладки первого городского камня. Автором художественного полотна был голландский гравер Питер Пикарт, который передал новорождённый город вполне убедительно.
Почти все знают, что Петр был очень впечатлён городом Амстердамом, который стал для него настоящим идеалом. Что-то подобное он хотел видеть и у себя на Родине. Поэтому с 1712 года началось активное строительство нового города по голландскому образцу. Сам Пётр сильно загорелся этой невероятной идеей и возлагал на Новый город большие надежды: «Если продлит Господь жизнь и здравие, Петербург будет другой Амстердам!». И действительно, - город на Неве получился совсем иной, хоть и построенный по лекалам.
Для людей того времени и для Петра, в частности, следование стандартным творческим канонам было естественным состоянием. Отходить от образца и выдумывать новые стили было не только не модно, но также довольно накладно. Хотя сам Пётр поощрял новаторство и новые подходы к строительству. Именно поэтому, Петербург выстраиваемый по образцу (как думал сам Пётр и его сподвижники), получился совсем иной - с русской душой и русским колоритом. Ведь в воображении царя будущая столица выглядела ухоженной, компактной, с уютными набережными, мостиками и каналами. Но на деле Петербург постепенно превращался в традиционный русский город с его посадами и слободами. Современники отмечали, что ранний Петербург был больше похож на скопище разрозненных посёлков, чем на стройный гармоничный город.
Но если на суше была дисгармония и русская неустроенность, то на берегах Невы открывались настоящие просторы для творчества. Царь задумал Петербург, как город мореходный и портовый, поэтому основная застройка началась именно вдоль реки. На эти цели Пётр не жалел ни сил, ни денег, ни человеческие ресурсы. Людей ссылали на строительство набережной и Васильевского острова целыми семьями. В итоге к середине 1720-х годов оба берега реки были полностью застроены каменными шикарными домами - от Таврического сада до Васильевского острова. По тем временам такая гигантская застройка была зрелищем просто невероятным!
Посреди города, усеянного избами, хлевами и непролазной грязью тянулась река с двух сторон украшенная иноземной пышной архитектурой. Величественный фасад горда стоял лицом к Неве и спиной к народу, который эти красивые здания возводил. Именно поэтому все парадные портреты города изображены с набережной реки Невы. Горькая чаша «потемкинских деревень», увы, не обошла даже Петербург. Как здесь не вспомнить слова Чацкого из «Горе от ума»!
«Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят: ни годы их, ни моды, ни пожары..»